Больше рецензий

yrimono

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

3 ноября 2012 г. 11:10

1K

4

Прочитал после отрицательной рецензии читательницы Aureliana на "Мастера и Маргариту" Михаила Булгакова. Там она, помимо всего прочего, высказывала своё мнение о том, что нынешняя раскрученность МиМ, скажем так, несколько преувеличена, что есть более достойные представители тогдашнего литературного поприща. В частности, приводилась в пример рассматриваемая книга, а, соответственно, и её автор. Я, конечно, не упустил случая поспорить (насколько удачно, судить вам), однако взял предложенное "на карандаш", и при первой возможности взялся за чтение.
Не знаю как у вас, у меня было ощущение, что читаешь не русское произведение, а французское: своеобразная ирония, особый стиль, способ подачи "материала" - всё наводило на эту мысль. Не даром, наверное, современники автора указывали на франсовость книги, намекая на элементы подражания популярному тогда французскому писателю Анатолю Франсу. Признаюсь, с таковым я ещё не имел чести ознакомиться, лично мне "хуренито" чем-то напомнил "Путешествие на край ночи" Селина, а в чём-то даже немного Бориса Виана (оба французы). Справедливости ради, отмечу, что оба этих писателя творили позже Ильи Эренбурга, однако "французская" манера письма, думаю, складывалась веками до этого, так что это не принципиально (в качестве "внеклассного чтения" обязуюсь по возможности почитать "более старых" французов, в том числе и месье Франса). Что я хочу сказать: если, например, читая Булгакова, можно почувствовать следование традициям русской литературы в лице Салтыкова-Щедрина, Гоголя и прочих, то текст Эренбурга - сугубо европейский . Что, с одной стороны, скажем так, бодрит, но с другой - читается, не то чтоб тяжело, но и не очень легко. Допускаю, что это дело привычки (или, в данном случае, будет корректнее говорить о "непривычке"), но всё же не могу об этом не упомянуть.
Конечно, первым делом стоит замолвить пару слов об авторе, а личностью он был интересной и разнообразной (можете сами ознакомиться с информацией, в изобилии наличествующей в Интернете). Родившись в зажиточном еврейском семействе, Эренбург, возмужав, участвовал в революционных процессах, а после, охладев к оным, стал, скорее диссидентом, но при этом, остался на хорошем счету у советского руководства. Живя за границей, работал над имиджем Советов, а во время второй мировой вообще вернулся в СССР и посвятил всего себя идеологической борьбе с фашистской Германией. Позднее, в отличии от многих других писателей, пользовался относительной свободой, а от верхушки СССР получал разве что выговоры (видимо уважали). Т.е., если говорить другими словами, да попроще, чувак был крутой.

Дальше...


Теперь о книге, которая, ни много, ни мало, было опубликована аж в 1922 году и, между прочим, была высоко оценена дедушкой Лениным. О стиле я уже написал, теперь поговорим о содержании, персонажах и прочем. Интересно, что поиск Википедии, например, выдаёт в качестве прототипа центрального персонажа (Хулио Хуренито) некоего Анри Гильбо, противоречивую личность левого толка. Возможно, данный персонаж представляет собой собирательный образ, ибо, допустим, В.В.Маяковский считал прообразом ХХ Диего Риверу. Как было на самом деле, сейчас, пожалуй невозможно сказать.
На мой взгляд, книга сильно не для всех. Сравнивать её с "Мастером и Маргаритой" попросту некорректно, т.к. они несовместимы ни по масштабу, ни по наполнению, ни по каким либо ещё параметрам. Не тот охват, аудитории в том числе.
Обсудим сюжет. Некая, пусть даже выдающаяся, личность (ХХ), пропагандирует чистой воды контркультуру, не подкреплённую ничем конкретным, но обладая харизмой, тем не менее, находит себе компанию последователей, группу социопатов, готовых следовать за этим идеологом непонятно чего. К слову будет заметить, что сам Эренбург был пропагандистом авангарда в искусстве, что полностью соотносится с целями его ГГ: полный хаос. Я сам обожаю абсурд, авангард и нонсенс, но только как абстрактный центр тяжести для менталитета, чтобы не скатиться в деградационный, по моему мнению, вещизм и материализмо-маразм. Это нужно, чтобы знать внутри себя о том, что сознание, в отличии от материи - почти бесконечно! Я надеюсь, многие согласятся, что гармония в жизни - это неплохая штука, некое равновесие между духовным миром и материальным, между личным и общественным - это и есть то самое "хорошо", ради которого мы ещё обретаемся на этой земле. Мы ждём повышений по службе, любви, новых горизонтов и прочего... Но Эренбург в своей книге создаёт концепцию, не имеющую ничего общего с этим! Великий провокатор (чуете откуда растут ноги у великого комбинатора?) Хулио Хуренито - это противопоставление всему имеющемуся порядку вещей в социуме:

Хулио Хуренито учил ненавидеть настоящее, и, чтобы эта ненависть была крепка и горяча, он приоткрыл пред нами, трижды изумленными, дверь, ведущую в великое и неминуемое завтра. Узнав о его делах, многие скажут, что он был лишь провокатором. Так называли его при жизни мудрые философы и веселые журналисты. Но Учитель, не отвергая почтенного прозвища, говорил им: «Провокатор – это великая повитуха истории. Если вы не примете меня, провокатора с мирной улыбкой и с вечной ручкой в кармане, придет другой для кесарева сечения, и худо будет земле».


Сцена произведения: Европа, Россия, Америка и даже Африка - накануне и во время 1-вой мировой войны. Увлекательно рассказывая о своих авангардо-контркультурных исканиях в составе некой группы людей, объединяемых какими-то отношениями с Хулио (всё-таки на русском имечко то ещё), автор касается многих социальных вопросов и проблем. Другими словами, в книге достаточно сатиры и критики, что, на мой взгляд, достаточно ценно. С другой стороны, повествование настолько отстранённое, что возникает ощущение, что читаешь через увеличительное стекло, что с одной стороны, неудобно, с другой - утомительно. Например, при описании бегства из концлагеря немцев, описывается сцена братания немецких и русских солдат (известный исторический факт, есть куча фоток и даже уже съёмки на ЧБ камеру).

То, что мы увидали, совсем не напоминало войну. Никто не стрелял, а со стороны русских окопов раздавались звуки «Интернационала» и виднелись красные плакаты с надписями «Братья, идите к нам! Да здравствует мир!» Мы совершенно свободно прошли пространство, разделявшее русские и немецкие окопы, и увидали необыкновенное зрелище. Маршировавшая в полном порядке рота немцев по команде офицеров: «Направо, целуйте русских!» – начала обнимать скуластых, бородатых пермяков и вятичей, которые кряхтели от восторга, крестились и плакали. В это время другие немцы тщательно осматривали позиции и щелкали карманными аппаратами – «на память». После отработанных честно объятий немцы устроили на месте небольшой, но приличный базар, меняя картонные портсигары, незажигающиеся фонарики, отвратительную сивуху (впрочем, гордо именуемую «коньяком») на мыло, сало, сахар и прочие продукты дикой страны. Все вместе это называлось «братанием».


Не менее гротескно выглядит описание "приключений" в советской России.
Поэтому, моё мнение: книга очень противоречивая, по большому счёту - она ни о чём! Но то, что в ней рассказывается о контркультурных подвижниках, притом в 20х годах - это впечатляет. То что, походя, Эренбург смог дать такую исчерпывающую картину мира тех времён - это, несомненно, заслуга. Плюс, в Сети вы можете прочитать о предсказаниях данных по ходу повествования, например, о грядущем Холокосте и Хиросиме с Нагасакой. Короче, Эренбург - супер, но, к сожалению, он не "наше всё", как тот же Булгаков, который "для всех" и "над" социальной обусловленностью.

В любом случае, за знакомство с автором спасибо Aureliana . Стоило.

Комментарии


Глубоко копнул. Аж до дедушки Ленина докопался. Шо могу сказать? Читай Анатоля Франса!


Обязательно, заинтересовал "Остров пингвинов" на религиозную тематику


Именно с него и начни!


Вот настоящий подарок: огромная рецензия от yrimono! Спасибо, сонц!
По сабжу:
1) у Булгакова, ты извини, на мой взгляд, ещё Гофмана полно;
2) а у Эренбурга ещё очень имеет смысл почитать "Жизнь и гибель Николая Курбова". Нигде не встречала более оригинального авторского языка.


Плюсанул (в отличии от некоторых))))


"Жизнь и гибель Николая Курбова" кровно обещаю, если не потеряю способность читать!


И можно Гофмана поконкретнее? Хочу всё знать!


Да у Гофмана что угодно можно, окромя "Щелкунчика" (а то диабет обеспечен). Мне больше всего нравятся "Золотой горшок" и "Крошка Цахес по прозванию Циннобер".


Почитаю, спасибо громадное.


Ты крут! Благодарю за доверие, кстати.


Всё окок, только почему Эренбург во всей рецке — Эринбург?
И — да, я тоже когда-нибудь до него доберусь...


Да, спасибо, друг! Писал под воздействием чар Диониса)). Поправил.


Тогда тебе звезду героя надо дать! Я под ентими чарами такое, бывает, понапишу, что выносите всех. И херосиму с ногосакой тогда уж поправь заодно. :D


Опыт не пропьёшь)). Поправил.


Так это что, не нарочно было?!


Возможно, интуиция, или тот я придумал шутиху)


зачем? Верните обратно, интереснее же:)


Да, ладно, я другим возьму.


Больше всего я хотела бы узнать, как Эренбург - с его происхождением, безумными книгами, длительными визитами в Европу, любовью к западному искусству - так прекрасно устроился в СССР.


Иииииинтересненько! ))


Я думаю, что он банально был агентом, иначе бы ему не удалось сохранить неприкосновенность, и при этом ему еще симпатизировал Сталин, потому что агентов тоже прекрасненько отправляли строить Беломорканал после того, как они становились не нужны.


Если и был, то хорошим, т.к. никаких проверяемых сведений до наших времён не дошло, или просто в открытом доступе нет. Ещё есть вариант с наличием какого-то патронажа со стороны влиятельных лиц ввиду либо наличия неких значимых родственных уз, либо чего-то ещё...


Спасибо за рецензию, прочитала с удовольствием. Правда, спасибо Aureliana )


Да, спасибо ей, я не при чём))


Ну как, ни при чем?:) А кто по буковкам щелкал, м?:)
И ведь как написано!


Пасибки)


Прям не рецка, а тетрадь архивариуса! Молодчага!


До написания своей рецензии специально не читала чужих, а теперь вот зачла вашу и получила удовольствие. ))) В самую точку. Я как раз размышляла о судьбе произведений Булгакова и Эренбурга, только не стала выносить их в свою рецензию, потому что впереди еще совместное обсуждение. Эренбург при жизни был очень популярен, а теперь его мало кто знает, с Булгаковым эже все в точности наоборот. При определенном сходстве тем Булгакову удалось выйти на более высокий уровень, на уровень вопросов вечных, а главное, близких многим людям и не только своих современников. Отсюда и популярность, даже "культовость". У Эренбурга только одно измерение, у Булгакова - много, поэтому очень разные люди в нем что-то находят, каждый на уровне своего понимания и интересов.
А за рецензию спасибо, очень серьезная и основательная. "Программная" рецензия на эту книгу, с которой нужно знакомиться в первую очередь.


Спасибо)). Как раз накануне просматривал вашу и хотел согласится с одним из первых предложений но не успел - дела. Восполнил. Ну, пообсуждаем ещё, надеюсь.


Сильно! Все по полочкам, точно и конкретно! :)


Спасибо.


А тут, стало быть, обсуждалово, в коем, по крайней мере, номинально, участвую.