Больше рецензий

ari

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

21 сентября 2012 г. 17:28

686

5

Опять меня пробрало до печенок, как всегда, когда я читаю Фолкнера.
Но я не поэтому пишу. Я пишу, чтобы дать совет читателям, которые захотят прочитать эту книгу. Дело в том, что эта история, страшная своими событиями, в которой должны казнить чернокожую няню за убийство младенца и в которой мать этого младенца пытается спасти убийцу своего ребёнка от казни, она берёт начало в другой книге Фолкнера - "Святилище".
Это не спойлер, судья приговаривает Нэнси к казни в первых репликах первой сцены.

Почему "сцены"? Потому что это, некоторым образом, пьеса. Вообще, эта книга очень интересна композиционно. В ней три действия и три длинных пролога перед этими действиями. Прологи - это по существу небольшие рассказы об истории города Джефферсона и вообще США, написанные типичным фолкнеровским слогом с этими длинными предложениями не на одну страницу, где, дойдя до конца предложения, ты вынужден возвращаться к началу, чтобы его осмыслить. Если бы не эти прологи, которые событийно никак не связаны с основным содержанием, то всю пьесу можно было бы прочитать где-то за час. Но это чревато... За одно короткое действие Фолкнер столько вываливает на вас в эмоциональном плане, что в голове не укладывается, и надо сделать паузу, как-то осмыслить происходящее, иначе перезагружаться придётся и не факт, что быстро получится. Поэтому очень кстати, например, этот неспешный рассказ об истории здания тюрьмы в Джефферсоне (пролог первого и третьего действия). Конечно, это история вымышленная, ведь персонажи этой истории - действующие лица его книг, лица, которые живут в выдуманном им округе Йокнапатофа. И это всё равно история страны.

Но вопросы никуда не денутся и надо как-то на них отвечать.
Почему Темпл взяла в дом ухаживать за своими детьми бывшую наркоманку и проститутку, почему та убила младенца, и почему, наконец, Темпл теперь пытается спасти от казни убийцу своего ребёнка и едет на встречу с губернатором в другой город? Конечно, здесь есть ответы на все эти вопросы, но подоплёка всей этой истории там, восемь лет назад, в "Святилище".

Поэтому, если вы хотели прочитать это произведение, я настоятельно рекомендую начать со "Святилища". А будь моя воля, я бы не разрешила печатать эти два произведения по отдельности.

В комментариях спойлеры!

Ветка комментариев


Ну, конечно, он, как опытный юрист, понимает, что спасти Нэнси невозможно. Она сама себя приговорила, она знала, на что идёт. Он всё это затевал ради Темпл, конечно. И, хотя он несколько раз повторяет, что хочет правды, но это не потому, что ему так уж нужно узнать, что там происходило тогда, 8 лет назад, ему нужно, чтобы Темпл сама себе объяснила наконец, что произошло, и почему погиб её ребёнок. Чтобы она признала эту тьму в себе, осознала её и и поборолась с ней (пафосно, конечно, звучит, но не могу подобрать слова). И ей нужно принять эту сложившуюся ситуацию. Помните, Темпл всё время ссылается на книгу Хемингуэя, когда речь идёт о шантаже, что не надо поддаваться на шантаж, надо принять случившееся и жить с этим. Так и Гэвин пытается помочь Темпл принять.

А у меня вот какой вопрос к вам. Там всё время всплывает платок, который Гэвин всё время пытается дать Темпл, а она очень долго не берёт, она не может заплакать. Как вы думаете, что это за символ? (Я сразу вспомнила Булгакова.)


Я не помню, что у Булгакова с платком связано.(
Говорят же, что слезы облегчают страдания: поплачешь, и все пройдет, грубо говоря. Потому то и глаза Темпл были сухи, она отталкивала платок, так как ее страдания требовалось переварить, пережить , прочувствовать до конца, их нельзя было смывать слезами.


В МиМ на балу Маргарита пожалела женщину-детоубийцу, той всё время подавали платок, которым она задушила своего ребёнка. И, когда Воланд спросил у Маргариты, чего она хочет, она попросила, чтобы перестали подавать платок Фриде.


И точно! А мне совершенно не пришел в голову этот момент. Спасибо.)
А вы думали над связью истории округа Йокнапатофа и историей Темпл? Насколько тесно они связаны?
У меня мысли никак не могут оформиться в что-то конкретное, но есть ощущение, что сам город несет в в себе отгадки, и Фолкнер оставил их как раз в этих прологах. В первом действии судят Нэнси, а пролог поведал об постройке здания суда. Во втором Темпл исповедуется перед губернатором, а в прологе рассказ о жестких людях и постройке железной дороге, а мисс Дрейк до сих пор копии себя за то, что сошла тогда с поезда. В третьем диалог с Нэнси в тюрьме и история этой самой тюрьмы. Но есть же и что-то глубже,да?


Наверное, есть:) Но я не льщу себя надеждой, что дам ответы на все вопросы этого произведения. Нужен более тщательный анализ. Думаю, может, перечитать со временем, может, что ещё всплывёт.
Тем более, что я ещё всю Йокнапатофскую сагу прочитала. А ведь там все книги прорастают друг в друга. Например, с Гэвином Стивенсом я встретилась в "Ходе конём" и в "Осквернителе праха". Фактически детективные истории.


Ой, "не" пропала.
Надо читать "НЕ всю прочитала".


А вы что думаете, чего добивался Гэвин?


Я согласна с вами, правда добавила бы, что он заботился не только о Темпл, он еще думал о Гоужне и Бюки... Да, Гоуэн неприятный тип, но признание Темпл было важно и для него. У них в семье была своя комната со скелетами, которую они предпочитали игнорировать, а надо было поговорить.


Да, согласна, что для Гоуэна это тоже было важно, ведь им нужно жить дальше, иначе смерть ребёнка тогда зачем? Это я совершенно инстинктивно не хочу о нём говорить.