Больше рецензий

ari

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

21 сентября 2012 г. 17:28

686

5

Опять меня пробрало до печенок, как всегда, когда я читаю Фолкнера.
Но я не поэтому пишу. Я пишу, чтобы дать совет читателям, которые захотят прочитать эту книгу. Дело в том, что эта история, страшная своими событиями, в которой должны казнить чернокожую няню за убийство младенца и в которой мать этого младенца пытается спасти убийцу своего ребёнка от казни, она берёт начало в другой книге Фолкнера - "Святилище".
Это не спойлер, судья приговаривает Нэнси к казни в первых репликах первой сцены.

Почему "сцены"? Потому что это, некоторым образом, пьеса. Вообще, эта книга очень интересна композиционно. В ней три действия и три длинных пролога перед этими действиями. Прологи - это по существу небольшие рассказы об истории города Джефферсона и вообще США, написанные типичным фолкнеровским слогом с этими длинными предложениями не на одну страницу, где, дойдя до конца предложения, ты вынужден возвращаться к началу, чтобы его осмыслить. Если бы не эти прологи, которые событийно никак не связаны с основным содержанием, то всю пьесу можно было бы прочитать где-то за час. Но это чревато... За одно короткое действие Фолкнер столько вываливает на вас в эмоциональном плане, что в голове не укладывается, и надо сделать паузу, как-то осмыслить происходящее, иначе перезагружаться придётся и не факт, что быстро получится. Поэтому очень кстати, например, этот неспешный рассказ об истории здания тюрьмы в Джефферсоне (пролог первого и третьего действия). Конечно, это история вымышленная, ведь персонажи этой истории - действующие лица его книг, лица, которые живут в выдуманном им округе Йокнапатофа. И это всё равно история страны.

Но вопросы никуда не денутся и надо как-то на них отвечать.
Почему Темпл взяла в дом ухаживать за своими детьми бывшую наркоманку и проститутку, почему та убила младенца, и почему, наконец, Темпл теперь пытается спасти от казни убийцу своего ребёнка и едет на встречу с губернатором в другой город? Конечно, здесь есть ответы на все эти вопросы, но подоплёка всей этой истории там, восемь лет назад, в "Святилище".

Поэтому, если вы хотели прочитать это произведение, я настоятельно рекомендую начать со "Святилища". А будь моя воля, я бы не разрешила печатать эти два произведения по отдельности.

В комментариях спойлеры!

Комментарии


Давно хочу эту книгу прочитать. С тех пор, как прочитала "святилище".) Эх, время где на все взять.)


А я в вашей рецензии отписалась. Пожалуйста, найдите время! Ведь вам понравилось "Святилище". А эта история - она такая мощная! Я бы её обсудила, потому что там всё так неоднозначно, до жути!


Ох, а меня эти своеобразные прологи утомили, если быть честной. Больше всего мне понавился самый первый - про замок и основание города. А через второй и третий пришлось продираться, да и очень хотелось читать про Темпл.)


не, а я ничо:) Но я вообще люблю, как он пишет, я удовольствие получаю, читая эти его заковыристые предложения. И он же ещё ничего не объясняет никогда вовремя, дает информацию по крупицам, приходится решать порой как головоломку.


Это точно. Мне в принципе тоже нравится как пишет Фолкнер, просто попало в такое настроение, когда мне не хотелось витьеватых описаний развития города. Но несмотря на это, я все равно оценила как искусно он плетет нить своего повествования. И во всем этом есть какая-то вопящая обреченность, трагизм, которые просто облепляют читателя со всех сторон, создавая совершенно особенную атмосферу. Но все же есть некий маленький лучик надежды, неуловимый, но витающий между страниц.

А как вы поняли концовку произведения? Начнет ли Темпл заново круг прощения и признательности за прощение?


Ой, блин, это ж надолго! :)
Меня больше мучит решение Нэнси.
А насчет прощения... Это ж вообще нет слов! Этот, извините за выражение, Гоуэн, надо же, какой бла-а-а-ародный, женился! А ничего, что он маленько тоже виноват?


Так Стивенс и сказал, что Гоуэн сделал это не столько из благородства, сколько, чтобы рыльце в пушку скрыть.)

Решение Нэнси - это тема для долгих размышлений, я толком еще не смогла его постигнуть и не знаю, смогу ли вообще. Столь неоднозначный поступок.
Сейчас уже поздно, можно я завтра еще вам напишу?)


Да-да, я тоже уже фактически сплю. Завтра продолжим.


Предыдущий мой комментарий - одни эмоции.
Немного поясню, что меня возмутило в этих прощениях. Поправьте меня, если я где ошибаюсь.
Гоуэн, дабы искупить свою вину перед Темпл, делает ей предложение, и она соглашается, своим согласием прощая его. Пока вроде всё нормально. Ну, а потом-то что? Он начинает "прощать" ей бордель, в котором она очутилась, между прочим, отчасти и по его милости тоже. А потом ещё и эти подозрения насчёт отцовства ребёнка. Она ведь не давала повода? Вот это меня взбесило!
А один момент я вообще не поняла. Темпл говорит, что её первый ребёнок - это милость божья и она поняла, что Бог её простил. А второй ребёнок - это был чуть ли не вызов Богу. Я ничего не поняла. А вы?


Да-да, очень интересный и сложный вопрос. Я так поняла, что первый ребенок был искуплением грехов, что с рождением новой души Темпл далось некое искупление тех темных мыслей и действий, которые были в ее прошлом. А второй ребенок родился тогда, когда она поняла, что тьма(как она сама говорит) живет в ней, она не может жить благополучной жизнью. А второй ребенок вроде как двойной цепью приковывает ее к человеку, который который год обрекает ее на ежедневную признательность за дела ,давно минувшие. Вызов в том, что она сможет побороть себя, сможет жить с Гоуэном и растить двоих детей...и ведь не выдержала. И в тот роковой день Нэнси видела, что , порвав эту цепь и убежав с братом Рыжего, Темпл обречет своего ребенка на страдания, поэтому и сделала то, что сделала.

А как вам в самом начале речь Гоуэна о том, что ребенок- это совершенно ничтожная плата?


Гоуэн - настолько неприятный персонаж для меня, что мне не очень хочется копаться в его рефлексиях. Не знаю... Я не восприняла серьёзно его слова о ничтожности платы, я восприняла их как попытку показать, что он, видите ли, тоже страдал. Надо же, целых 8 лет не пил! Он это повторяет и повторяет, всё время говорит о себе любимом. И напрасно он думает, что получил освобождение такой ценой. Разве это возможно?
А связка "ребёнок-плата" прозвучала и в решении Нэнси. Вот вы говорите

в тот роковой день Нэнси видела, что , порвав эту цепь и убежав с братом Рыжего, Темпл обречет своего ребенка на страдания



Я много думала об этом. Конечно, дети пострадали бы от поступка Темпл, но не думаю, что фатально. Больше всего пострадала бы она, она упала бы так, что больше никогда не смогла подняться. И сама Темпл это понимает и принимает эту плату.

Потому что все это было не ради ее души, ее душа не нуждается в этом, а ради моей.



А поступок Нэнси действительно ни обсуждать, ни постигнуть невозможно. У меня какой-то барьер, как будто говоришь о чём-то интимном.


Да ,вы правы для Темпл это было бы падением. Возвращаясь к Нэнси, можно предположить, что она хотела спасти Темпл от сточной канавы, как когда-то Темпл помогла ей. А насчет смерти ребенка...об этом очень тяжело рассуждать, но в разговоре Нэнси и Темпл мелькает фраза о том, что маленькому ребенку незачем страдать, он невинен, а взрослому надо через страдание обрести очищение, покой. Вот и получилось, что Нэнси отправила чистую душу в лучший мир, обеспечив мать дитя той порцией страданий, которая очистит ее душу.

А как вы думаете, чем руководствовался Гэвин, затевая исповедь Тэмпл?


Да, спасибо, ситуация с рождением второго ребёнка немного прояснилась для меня, а то я никак не могла это постичь. Как я ни люблю Фолкнера, но он иногда так завернёт, что я никак разгадать не могу. Но всё время пытаюсь:)


А на "Святилище" вы рецензию не писали? Хочется что-то и о нем прочитать, чтобы понять, стоит ли приступать.


Нет, не писала. Я мало рецензий пишу - у меня не получается. Там у KaoryNight есть рецензия, посмотрите. Эта история, состоящая из 2-х частей - Святилище и Реквием, из меня всю душу вынула. Читать стоит, на мой взгляд, но не знаю, стоит ли с неё начинать читать Фолкнера. А если вы что-нибудь у него читали и вам понравилось, то однозначно советую.