Больше рецензий
17 июля 2012 г. 11:33
215
4
РецензияВообрази: жилец просыпается среди ночи из-за шума над головой и отправляется выяснить, в чём дело. Соседей будить, конечно, не хочет - ведь, скорее всего, это белки, или кот лампу перевернул, или другая мелочь в этом роде. С чего ради соседей тревожить? Но там не белки и не кот, а если и кот, то выучившийся обращаться с дробовиком, лежащим на каминной полке, - и теперь сверху раздается хороший "бу-бух".
О Питере Уоттсе хорошо сказано в послесловии к этой книге - "писатель, биолог, автор "Ложной Слепоты" и трилогии о рифтерах весьма популярен среди людей, никогда его не встречавших. ...большинство наград и призов (за исключением Хьюго) он получил за границей. ...его научно-фантастические тексты используются в научных и философских учебных курсах".
Начать разговор о "Легионе" хочется с одной из новейших работ писателя - рассказа "НЕЧТОжества", получившего несколько локальных титулов и недавно переведенного на русский язык. Обе эти вещи в достаточной степени пересекаются идейно и продолжают любимую сферу мыслетворчества Уоттса - проблематику Контакта с другим разумом. Не читав аннотацию рассказа, я не сразу понял, что к чему, но буквально через несколько абзацев наступило прозрение, украв моё внимание до последней строки. Потому что такой трактовки культового карпентеровского "Нечто" (того, что с Куртом Расселом) если от кого-то и можно было ожидать, то разве что от нашего любимца. Полное препарирование известной истории, с обратной стороны, взгляд изнутри и под другим углом. Где главным героем не является человек, и в целом "это не сова". Что имеем в итоге? Короткую, ёмкую, блестящую импровизацию и логический вывод "Вот так, ребята, надо работать".
"Crysis. Легион" была написан ранее "НЕЧТОжеств", и, говоря по существу, появление книги сопровождалось сложностями. У Уоттса до написания этой вещи были проблемы с законом, посему нужны были средства, и когда стало ясно, что писатель берётся за, простите, новеллизацию компьютерной игры, многие что любители творчества писателя, что адепты игры сказали закономерное "WTF?" и "Куда эт мы падаем?". Но хороший мастер на то и мастер, чтобы негативные ожидания превратить в розы и бутоны.
Так вот, это действительно новеллизация. Стало быть, в основе - вполне линейный сюжет игры, и главная стоящая задача - обыграть, насытить, украсить. Здесь всё в полном порядке. Уоттс получил в распоряжение своего литературного джойстика отличного героя - в общем-то, мёртвого морпеха, заключенного в какой-то абсолютно сумасшедший нанокостюм. Который использует мозг нашего героя для собственной работы, а всё остальное, чем могло похвастаться человеческое тело, пускает в корм, подъедая органы для кормления своих клеток и нанонейронов.
Фоном служит вторжение каких-то непонятных иноразумных тварей в Нью-Йорке. Город разрушен, и в нём черт знает что происходит. Наш парень обнаруживает, что поле для галочки "убил чувака в нанокостюме" имеется в бюллетенях и вторженцев, и вполне земных солдат. Что вынуждает его быть полностью себе на уме, благо костюм позволяет делать невиданные вещи.
Собственно говоря, именно это состояние "разума внутри разума", видимо, и заинтересовало Уоттса. В "Ложной Слепоте" это было выражено как минимум в противостоянии старого и нового Сири, и еще в попытке астронавтов установить диалог с разумом "Роршаха", когда они высадились внутрь корабля. В "НЕЧТОжествах" - соотношение человека и разума, находящегося внутри "зараженного" организма. Ну и вот в "Легионе" соотношение инопланетной технологии костюма и разумного человеческого существа внутри него, которое внезапно обнаруживает, что способности растут, и растут, и растут, цитата: "Заверченный до охренения сверхпроводящий кисель, который за меня думает". И за этим здорово наблюдать. Там, где у другого автора получился бы боевичок, кандидат в увядшую серию "S.T.A.L.K.E.R.", у Уоттса получается исследование подчиненной человеческой природы в сочетании такого нахрапистого солдатского арго ("Слушай, задрот, я у дверей. Я стучу - и двери летят с петель") вперемешку с чистыми физическими константами, философией и наукой.
Ну и конечно, поскольку наш герой понять не может - жив он или мёртв, это позволяет писателю привычно оторваться на наших собратьях хуманитах, которые сами затянули мир в чёрную дыру, и в книге именуются не иначе как "хордовые". В этой своей нелюбви к развитому человечеству Уоттс подчеркнуто стабилен. И это тоже есть очень хорошо, когда умный мужчина путём литературы способен дать хорошего такого безжалостного пинка. В наше время по другому и не работает.
Как вывод: поклонники творчества Питера Уоттса, которого далеко не один Джедаевич считает чуть ли не самым интересным и перспективным научным фантастом, эту книгу с полок разметут, и правильно сделают. Безусловно, это не лучшее, что могли получить мы, поклонники Уоттса, с завышенными после "Ложной Слепоты" ожиданиями, но в то же время явно лучшее, что получили фанаты исходной игровой вселенной.
Ветка комментариев
Теперь прошёл по ссылке - ага )
Картинка, кстати, в рамках "Antarctida Times" была сделана несколько лет назад, когда даже приблизительной инфы о "Морском бое" не было ) наверное, эффект бабочки )
Ну ничего, Марио зато был, недалеко ушедший
Главное, чтобы никто не впомнил про Бэтмена в LEGO-инкарнации.
Трейлер «Сапера» видели?
Алиса в Стране Чудес 2: Косынка
3: Солитер