Natalli

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

2 июля 2012 г. 09:13

206

5

Флэшмоб - 2012.

Удивительная книга! Как же жаль, что у меня нет времени, чтобы сосредоточиться и должным образом написать о ней! Поэтому - обрывки мыслей, впечатлений, восторги...

Эта книга - ода материнской любви Если окинуть взором тот путь, что прошли вместе мать и сын, эта хрупкая женщина сделала невозможное. Пройдя через три страны, она сумела -таки осуществить свою фантастическую мечту - видеть своего единственного сына послом Франции, блистательным офицером воздушных войск и кавалером ордена Почетного легиона! Нина с самого его раннего детства видела его только выдающимся человеком: музыкантом, актером, спортсменом, певцом. Искала таланты. Что это? Обычное родительское честолюбие: реализовать в детях свои мечты, амбиции? А может быть это бродят нерастраченные силы, приложения которым нет? А что плохого в том, чтобы не тратить свою неуемную энергию на себя и на случайных мужчин, а подарить ее сыну, у которого еще все впереди? Она казалась часто смешной в своих пророчествах великого будущего сына, когда говорила об этом соседям и знакомым. Над ней смеялись. Сколько же унижений им пришлось вынести, одним в чужих странах, не имеющим средств к существованию! Это только закалило характер мальчика. Сколько носов было разбито тем, кто посмел неуважительно отозваться о матери, сколько звонких пощечин отвешено обидчикам! Чересчур сильно любила? Ну разумеется, это наложило отпечаток на все его дальнейшую жизнь. Надо было любить поменьше? Чтоб не вытеснять собой других женщин в его сердце? Да ему просто несказанно повезло, что она была в его жизни эта безрассудная материнская любовь, такая действенная, несущая его вперед, такая оберегающая и хранящая его лучше всякого талисмана.
Да, она хотела видеть своего сына только выдающимся человеком. Но не богатым бизнесменом, владельцем заводов, газет, пароходов - это должен быть человек чести, добившийся всего своим трудом и талантом, несущий прекрасное, герой, спасающий свою родину и все человечество. И в этом ее мечты вызывают уважение.

Эта книга - гимн человеческому Достоинству, истинному Патриотизму, Долгу, Чести, Мужеству. Говорить о таких понятиях нескучно, с присущей ему искренностью, понятно, но возвышенно умеет только Ромен Гари. Я это заметила еще по книге "Воздушные змеи", где такие же по сути своей обыватели обладали высокими идеалами достоинства и патриотизма. Вот откуда пошли эти чудаки Гари с замашками Дон Кихота! И вот теперь, прочитав этот автобиографический роман, я поняла, откуда это уважительное отношение к таким главным понятиями что они значат лично для Гари. Откуда эта любовь к Франции, этот пацифизм и человеколюбие...

Эта книга - песнь жизни. Какой мощный гимн жизни звучит в ней! Сколько раз они с матерью были на грани жизни и смерти и как выкарабкивались, цепляясь руками, ногтями, зубами за нее! Он, десятилетним мальчиком умирая от скарлатины и нефрита был спасен своей матерью, не задумываясь растратившей все, что у них было на лучших врачей. И когда он тридцать восемь часов был один из оставшихся в живых в сбитом самолете в жарких джунглях на севере Лагоса. Потом, погибая вновь от тифа в госпитале, где уже после соборонования и прощания с товарищами, сумел собрать всю волю к жизни, чтобы встать на ноги, ведь он тогда еще не осуществил мечту своей матери : "Но я был плохим игроком и не умел проигрывать. Я отказывался признать себя побежденным. Я не принадлежал себе. Мне необходимо было выполнить свое обещание и, одержав сто великих побед, вернуться домой, увенчанным славой" Она сама, его мать, когда боролась со старостью и диабетом. А эти три с половиной года, когда он был на фронте и регулярно получал бодрые и полные веры в него письма, когда самой ее уже не было в живых. Низко склоняю голову перед таким мужеством: уходя из жизни написать более двухсот пятидесяти писем сыну, чтобы он там, на фронте, не волновался за мать. Разве это не подвиг? Может эти письма и помогли ему выжить, когда кругом гибли его товарищи?

Это книга, где рядом трагедия и фарс, смешное и трагическое, будничное и высокое. Юмор, этот уже знакомый по другим романам мягкий юмор и ирония Гари делает все повествование незабываемым. Нет, человек, который так умеет смеяться над собой не испорчен чрезмерной любовью и обожанием. Как долго, помнится, он выбирал себе псевдоним, когда в ранней юности пробовал писать - один вычурнее другого. И какой же замечательный в итоге оказался у него псевдоним, когда он стал настоящим писателем: Гари - от глагола "гореть"! Он и горел всю жизнь, и этот огонь зажгла в нем мать.
Все мечты своей матери Ромен Гари осуществил, но самое главное - он стал настоящим французом, как она того хотела.

За совет в рамках флэшмоба огромная моя благодарность HairsprayQueen . Мне давно уже хотелось вернуться к произведениям Ромена Гари.

Комментарии

Плюсик Вам за рецензию. Но все-таки что -то в ТАКОЙ любви матери меня настораживает... Она растила сына на защиту себе и на восхищение себе, даже часто не вслушиваясь, какие собственно ЕГО устремления и желания... И еще мне кажется, что ребенка мать должна любить, даже если он "никакой" с точки зрения толпы. Такая материнская любовь, как показал здесь Гари, чаще всего бывает у матерей - одиночек, которые стремятся что-то доказать миру и бросившему их мужчине...

+3 02.07.12

Ой, я все понимаю.)))
Тоже насмотрелась за свою жизнь на жертвенную и требовательную любовь матерей. Да, и особенно матерей-одиночек, которая связывает их детей по рукам и ногам.
Я даже больше скажу, мой муж - единственный и поздний ребенок у его родителей. И когда его забрали в армию с первого курса института, его мама каждый день плакала вечерами, хотя и причин особых не было, он не служил в горячих точках- так сильно она скучала.)
В случае Гари -любовь матери была просто прекрасна! В их ситуации, когда они были одни в этом мире, она спасала его постоянно и вела по жизни.
Навязывала ли она свое мнение и свои мечты? Не совсем. Она ждала, в какой области он проявит себя, чтобы потом уже с бешеной энергией помогать и направлять.
Любила ли она его, если б он ничего не добился в жизни? Думаю, что да. Любящая мать всегда найдет чем восхищаться, даже там, где другие не видят ничего особенного. )
Она ведь не ограждала его от других людей-нанимала много учителей всегда, показывала знакомым своим и друзьям молодости. Кто виноват, что ни один из них не стал ему настоящим другом и наставником? Ни один не был такой же сильной личностью, как она. Такой же яркой и интересной.

+3 02.07.12

Рецензия прекрасна, Наташа! У меня очень двойственное отношение к Нине: с одной стороны, я понимаю, что такая любовь - удавка для ребенка, но с другой, понимаю, что мать отдала многое для своего ребенка, жила им, героем.

+1 02.07.12

Когда читала, я ставила себя на место мальчика и думала, как бы я чувствовала себя. Если честно, мне не очень-то хотелось бы иметь такую сумасшедшую мать.)) И все-же я ей восхищаюсь, она - молодец.
В принципе, ведь даже самые ее смешные мечты разжигали в нем жажду жизни, вкус к жизни. Она рисовала ему в мечтах, как он проживет свою жизнь и за себя и за нее.
Давила ли она на него? Это как посмотреть. У таких матерей с сильными властным характером часто дети вырастают безвольными и нерешительными. Но он ведь не такой! Значит не так уж она и придавила его.))
Конечно, в нем не было столько энергии и жизнелюбия, которым обладала она сама, но это и вообще редкость. Не всем такое дается. У него другой темперамент, склад характера.
Еще мне понравилось то, что она старалась воспитать его Мужчиной. Обычно матери-одиночки забывают об этом, стремясь видеть в сыновьях подружку. А она молодец. Хотя там и смешного было масса ("Никогда, слышишь, никогда не бери деньги у женщин" - и это у алтаря.)) или "Все самые роскошные женщины будут твоими")

0 02.07.12

Да,замечательная рецензия,возьму на заметку,и добавлю сию книгу в свою подборку "Мама и дитя"!

+1 02.07.12

Спасибо, Анечка.
А у тебя такой не было? Конечно, она очень даже подойдет!)

0 03.07.12

Спасибо за рецензию. Это единственная книга Ромена Гари, которую я читала и она на меня тоже впечатление произвела.

+1 02.07.12

Да, она не оставляет равнодушным. Неоднозначная книга

0 03.07.12

Отлично написано! И, да, во многом схожие впечатления. Приятно. :)
Сложная история, неоднозначная по своему содержанию, но какая прекрасная. После этой книги я влюбилась в творчество Ромена Гари и с тех пор потихонечку, смакуя, читаю его романы.
Его самоирония и чувство юмора отдельная тема для разговора. :))

+1 05.07.12

Да, такая неправильная и вызывающая восхищение и уважение.
А что еще посоветуешь почитать у него, Даша?

0 06.07.12

Наташ, а ты читала "Вся жизнь впереди" (под псевдонимом Эмиль Ажар)? Тоже очень сильная история рассказанная от лица ребенка.
Вроде бы в твоем списке прочитанного эту книгу не нашла.

0 06.07.12

Нет, не читала.)) Немедленно вношу в список! Спасибо ))

0 06.07.12

Буду ждать отзыв! Главное только не пропустить его.. :)) Очень интересно твое мнение:)

0 06.07.12

Материнской любви? Может быть все ода самолюбию?

0 06.02.13

Нет, не думаю. Зачем же она тогда писала ему письма на несколько лет вперед, зная, что скоро умрет? Я вижу в этом заботу о его благополучии и душевном состоянии. А вы?

А как она его кормила, помните? Просто самолюбивые женщины так себя не ведут, здесь была любовь, настоящая...

0 11.02.13

Точила для себя нож, которым будет мстить этому поганому миру за себя, любимую.

Не знаю уж что она хотела этими письмами сделать, но изломала она своего сына задолго до них. Труп кормить эффективнее.

0 11.02.13

Неа, нож точат не так! Если бы ее целью по жизни было только доказать и отомстить, сын бы получал от нее тычки да затрещины (учу-учу тебя, бестолочь, а ты!). Неужели вы думаете, что такой неглупый человек как Ромен Гари стал бы всему свету рассказывать печальную историю самоутверждения женщины-неудачницы? Он-то знал, что это была настоящая материнская любовь, а то, что еще там было - он показал в комичном свете, преувеличив слегка, чтоб сбить пафос.

Да вы хорошо текст помните?! Она отказывала себе в еде, во всем, скрывая это, чтобы только ребенок был здоров и сыт. И (я не помню такого) ни разу его не попрекнула этим.

Да не ломала она его! Она заставляла его все время двигаться вперед и стремиться стать лучшим. Хочешь стать музыкантом - давай, найду тебе лучших учителей, танцором - вперед! Хочешь военным летчиком - дерзай, только будь лучшим. Это не плохо, только не у всех на это сил хватит.

0 12.02.13

Не ломала?
Ну да-да, не из-за нее всю жизнь этот человек провел в нервной депрессии. Не из-за нее не знал любви, не из-за нее счастье искал в соленых огурцах, а избавление в океане (а от чего избавления-то?).
Ну а по мне здесь юмором разбавляли невероятную горечь повествования.

Едой она его не попрекала, попрекала разве что всем его существованием, но это такая мелочь:

— Слушай меня внимательно. В следующий раз, когда это случится, когда при тебе будут оскорблять твою мать, в следующий раз я хочу, чтобы тебя принесли домой на носилках. Ты понимаешь?
Я застыл с раскрытым ртом. Ее лицо было непроницаемо, очень сурово. В глазах — ни тени жалости. Я не мог поверить, что это говорит моя мать. Как она может? Не я ли ее Ромушка, ее маленький принц, ее сокровище?
— Я хочу, чтобы тебя принесли домой в крови, ты слышишь меня? Даже если у тебя не останется ни одной целой кости, ты меня слышишь?


Вы бы хотели, чтобы Вас так мать любила?

0 12.02.13
не из-за нее всю жизнь этот человек провел в нервной депрессии


Кто знает, где он был бы и каким был, если бы у него была другая мать. он вообще другой совсем, ее сын. Более тонкой душевной организации, более слабый и склонный к рефлексии.
В молодости что-то было незаметно, чтобы он депрессировал. Вполне такой себе жизнерадостный малый. С годами, да, это стало усиливаться. Но сколько таких людей кругом? Нет, будь она рядом, этот вечный двигатель, его бы скучать не пришлось.))
Не нашел женщину столь энергичную и любящую его? Да, это есть, но разве это ее вина? Мало ли на свете людей незаурядных, теперь им не жить что-ли, чтоб не затмевать других?

Горечь? Или грусть об утраченном? Горечь есть, но она от понимания, что был невнимателен к матери.

Вот этот эпизод и цитату я помню отлично и хотела сама вам написать про этот случай!!! Только я имела в виду то, что она лишала себя еды, приличной одежды, много работала, унижалась перед людьми и никогда ничего для себя не просила, кроме одного - УВАЖЕНИЯ, уважения своего сына к ней, его матери. Они ведь родные, их всего двое на этом свете... Это воспитание рыцарского отношения к Матери, к Женщине, чего современные мамочки не понимают.
Это так естественно, мне кажется и понятно...

А уж попрекать существованием - это вообще не про нее!

0 12.02.13

Ее вина, растить сына в атмосфере "только я тебя и люблю".
Он был невнимателен? О_о

Она не просила, она требовала стать для нее принцем на белом коне, оружием мести этому миру, положить на нее жизнь, отказавшись от себя, своих желаний, положить свою жизнь к ее ногам, как великую награду. А чтобы награда была получше, стать героем, генералом, д`Аннуцио и так далее.
К Матери, к Женщине, к Богине. К ней, великой, ибо весь остальной мир так почему-то не считал. Хе.

Не про нее, но она попрекала. И да, счастливого человека она так и не вырастила.

0 12.02.13

Да не растила она его в такой атмосфере! Почему вы так на этом настаиваете? Она постоянно искала ему учителей, которые могли бы его не только чему-то научить, но и вести по жизни, знакомила с дорогими ей людьми. Но не вышло ни с кем особой дружбы. ..
Он был невнимателен. Он вспоминает о том, как не замечал, что она себе варит крупу, а ему, к приходу из школы, готовит котлеты и обманывает еще, что уже поела.
Как стыдился ее перед друзьями.

Нет же, она постоянно говорила ему о том, какая замечательная жизнь ждет ЕГО впереди, какое у него все будет лучшее. О себе она просила что-то? Только не забывать ее и все. Это нормально.

Она учила его уважать женщин, не только ее...

Она простая смертная и не без недостатков при наличии больших достоинств.

0 12.02.13

Она искала ему учителей, чтобы он стал героем, генералом, посланником Франции. Разве спрашивала она у него, хочет ли он им быть? Хочет ли играть на скрипке или заниматься теннисом? Нет, он должен. Должен ей. Потому что ... почему?

Котлеты да. Но хороший нож тоже дорого стоит.

Да, стыдился. Вы бы такого не стыдились?

Она говорила ему, какая замечательная жизнь ЕЕ ждет впереди, в чине МАТЕРИ ГЕРОЯ.

Почему я так настаиваю? Наверное для того, чтобы показать, доказать, что такая материнская "любовь" --- это трэш, угар и содомия, что такая "любовь" ломает человека и отбирает у него жизнь. Что это вырванное "обещание" --- ничуть не лучше продажи души дьяволу. И я не хочу, чтобы кого-то еще из детей ТАК "любили".

0 12.02.13

Так. Мы пошли по второму кругу.))
Надо далее аргументировать цитатами из текста, чтобы продолжить разговор, а у меня, извините, на это времени нет.)

Я думаю все-же это исключительный случай и Нину есть за что уважать, а не только осуждать. Она сумела в нищете и в одиночку воспитать такого сына! Сам-то он что? Ее не стало довольно рано, все в его руках - делай что хочешь! Что за привычка у некоторых людей всю жизнь во всех своих бедах винить маму с папой, став взрослыми.

0 12.02.13

Делай что хочешь, но делать что? Если смысл жизни был в матери, матери нет --- то как жить?

0 12.02.13