Больше рецензий

21 июня 2012 г. 19:20

147

5

За те три года, что прошли с написания первой моей рецензии на эту книгу, я, видимо, немного обросла цинизмом. Мне по-прежнему больно за Ганса, я по-прежнему ему сочувствую, но уже вижу, что сам он далек от идеала и ему есть над чем поработать.

Да, беда Ганса в том, что он не способен подстроиться под кого-то другого. В любых отношениях люди так или иначе притираются друг к другу, поэтому все отношения Ганса, не желающего менять себя ради другого, рано или поздно разбиваются на осколки. Даже самые мягкие люди не выдерживают.

С другой стороны, проблема общества как раз в том, что оно слишком хорошо научилось подстраиваться. Парадокс, но клоун, человек-маска – единственный, кто не страдает лицемерием. Очень символично в конце романа его потрескавшееся, абсолютно белое, непроницаемое лицо, лишенное всякого выражения. Лучше уж так, чем, прикрываясь религией, ударяться в грехи; сегодня махать флагами за нацистов, а завтра против нацистов, ни разу не усомнившись в собственной искренности; строить какие-то дурацкие, никому не нужные рамки и правила, чтобы потом в одиночестве втихоря нарушать их. Пресловутая полигамность – тоже в список. Даже Мария в конце концов выбрала такую неоднозначную дорого: формально спасение души и блуд по сути. Пугает, сколько в одном небольшом романе примеров подобного приспособленчества. Так ли плох твердый в своих жизненных ценностях Ганс на их фоне?

Вместе с тем я увидела в книге все то, что в первый раз, занятая соболезнованиями Гансу, проморгала.

Например. Ведь Ганс – на редкость проницательный человек. Да один только его мистический дар чуять запахи по телефону говорит об этом более чем красноречиво. Он видит людей насквозь, под любой маской способен разглядеть истинные мотивы и помыслы человека.. И в то же время он поразительно, чудовищно слеп к своей любимой женщине, Марии. Как крот, как щенок новорожденный, вообще ничего не видит. Не чувствует, что все эти формальности с официальным браком глубоко для нее важны. Для него это досадная помеха, но уверена, осознай он, насколько это важно для Марии – пренебрег бы своим отвращением, перетерпел. Но нет, почему-то до него не доходит. Он то и дело сокрушается, что у них с Марией не было детей, хотя они так этого хотели, и в то же время рассказывает про ее бесконечные подозрительные выкидыши и даже аборт, не делая никаких выводов. Не понимаю.

Мария – вообще сплошная загадка. Я так и не смогла пока понять сцену их первой ночи. У Марии были свои планы на будущее, экзамены, католические собрания, и на всем этом она разом ставит крест, отдавшись Гансу.. потому что он просто пришел за этим. И ведь не сказать, что она ждала Ганса, хотела этих отношений, вроде бы нет. Он пришел, и она приняла это как должное. Так люди относятся к тому, что начался дождь: хоти, не хоти, но он льет. С ним ничего не сделать. Да, но Ганс-то не настаивал, не принуждал ее насильно, Мария могла просто прогнать его, могла сказать, что убеждения не позволяют ей поступать таким образом, могла просто попросить отсрочки. Но выбрала такую странную покорность. Не понимаю.

Комментарии


Ух, честно признаться, мне кажется, вполне можно понять, почему Шнир именно к Марии слеп как щенок - просто он действительно ее любит, а любовь творческого человека - вещь по сути своей страшная)). Меня вот во время прочтения мучал все время вопрос, Муза Мария для Ганса - или нет? Потому что принципиально большое отличие.
Ну, не знаю, возможно, это только мои странные мысли).


Действительно, может быть, дело в этом. Но чтобы настолько!

Мне все же кажется, что нет, не муза. Она для него не возвышенная, а вполне земная любовь.


Ну, скажу так - в принципе, Музы могут быть разными. У меня возникало ощущение, что она его Муза, потому что, как только ушла Мария, у него не стало вдохновения, он не смог тренироваться, у него не стало стимула жить. И то, что он ее хочет, это не мешает ей быть его Музой, а отношение у него к ней очень похожее - как к предмету, который дает вдохновение и силы жить, но который не нужно понимать - просто радоваться, что он есть).
Но это, конечно, спорный вопрос и просто моя точка зрения на Муз, думаю, весьма специфичная.)


Если с такой точки зрения - то муза, действительно =) Но тогда, наверное, любимая женщина всегда муза.


Опять же, сложно разграничить - не каждый из-за любимой женщины сопьется, бывает, что просто отпустят и пойдут дальше. Только творческие люди так не умеют - если, конечно, у них Муза и любимая женщина не разные люди, а это очень даже бывает..хД Вообще, почему-то Пастернак вспоминается:
"Любимая - жуть! - если любит Поэт, влюбляется Бог неприкаянный"..)


Короче, не поймешь этих мужиков, пойду съем конфету
=))


Абсолютно согласна по поводу Мари. Очень загадочная женщина.
У меня есть единственный вариант - Шнир говорит о том, что натура у Мари еще более непоседливая, чем у него. Может ей не хватало только маааленького толчка, чтобы сорваться из дома? И когда Ганс пришел её "соблазнять", это вызвало целую лавину и сорвало её с накатанных рельс?


Может быть. Жаль, что посмотреть глазами Марии нам не дали =) Глазами клоуна она в ту ночь, по-моему, была спокойна, как танк. Ну, то есть, плакала, формально отбрыкивалась, но как-то совершенно обыкновенно, как будто она за полгода знала об этой ночи. Не было ощущения, что к ней, ревностной католичке, внезапно пришел в постель посторонний мужик.


Даа, жаль, что Белль не написал "Живя с клоуном" от лица Мари. Было бы интересно.)
Ага-ага. отбрыкивалась уж слишком формально, Станиславский бы во все горло кричал свое "не верю!".))


Вот да! При этом развратная женщина, которой только повод дай - это же тоже явно не про нее. Загадка =)