Больше рецензий

-273C

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

21 июня 2012 г. 02:41

298

5

Мне кажется, Достоевский целенаправленно зарывал в землю талант комического писателя, безмерно увлекаясь истерико-трагическим жанром. Но в этой прелестной вещице еще не в полной мере витает мрачный дух его классических романов, зато с избытком меткой и злой иронии. Надрывные сцены, разумеется, присутствуют одна за одной, однако и в них больше смешного, чем душещипательного. Да, большая часть героев жалка, нелепа и вызывает раздражение, да, от большей части их поступков хочется пафосным и трагическим жестом уронить лицо в ладонь, но все же это очевидно делается на потеху читателю. Тем не менее, Федормихалыч не был бы Федормихалычем, если бы под конец ловким трюком не вывернул все наизнанку, заставляя читателя отчасти переосмыслить свое отношение к таким, казалось бы, прямолинейным и преувеличенным персонажам "без двойного дна". И пусть в "Селе Степанчикове..." зазор между первым и двойным дном оказался куда как неглубок, однако там вполне можно наскрести на сострадание и даже в какой-то степени понимание. Разве что лакею Видоплясову не повезло - ну не любит Достоевский лакеев, хоть ты тресни.

А еще любопытен образ Фомы Опискина. В какой-то степени он ведь является отражением и самого Достоевского, той его неприятной, мессианско-нравоучительной стороны, которая тогда еще не развернулась в полный рост. Оговорюсь, впрочем, что эта черта его, разумеется, сильно раздута и преувеличена достоевскомифом, однако и в поздних работах местами прямо-таки торчит на поверхности. "Вы злы, друзья мои! Злы, да, злы-с, погрязли в своей гордыне! Понимаете ли, о чем я вам толкую? Добродетель есть то, к чему надо стремиться, а вы непокорствуете! Но у меня золотое сердце, оно все может принять и простить! Я сам могу простить, если не как человек, то хотя бы как христианин-с! Главное - покайтесь, и тогда как елей изольется прямо в душу!" Характерный набор тезисов, не правда ли? Хотя это, конечно, не в упрек Федормихалычу. Мы с ним как-нибудь еще более серьезно поспорим и поругаемся в рецензии на "Братьев Карамазовых", к примеру. А пока что Богу - богово, кесарю - кесарево, а Достоевскому - достоевское.

Комментарии


Меткая рецензия!
+


Славно) Спасибо.


Неплохо написано. Мне тоже нравится этот роман у Достоевского. Кажется, из всех произведений этого автора я не приняла только рассказ "Крокодил"...


Почему зарывал? А ''Бесы'' со стихами Лебядкина, с язвительной сатирой на общество с революционными идеями. Это лубок, гротеск. Это совершенно виртуозное соединение трагедии с фарсом.
А Вы говорите: зарывал. ))


Конечно, не "зарывал")
Я вижу гротеск и иронию во всех его произведениях (потому что эту запредельщину принимать серьёзно невозможно), и наслаждаюсь тонким достоевским юмором.
А потом (и сейчас) вдруг думаю, что может это мой ум видит иронию там, где - откровенное заунывное морализаторство человека, открывшегося в "Дневниках", и становится страшно; в особенности когда понимаешь, что многие серьёзны там, где мне смешно.


Я, кстати, даже в самом тяжелом произведении ''Идиот'' вижу гротеск и иронию Достоевского. Вот это чуть-чуть, которое выходит за рамки реальности и превращает некоторые моменты в настоящий фарс, гротеск, лубок, иронию в соединении с трагедией. Вершина, безусловно - Бесы. Но в его пятикнижье всё это тоже есть. Согласна. :))
Кстати, даже портрет Мышкина, нарисованный Достоевским, абсолютный гротеск. Вот

и вот


По мне так у него в поздних вещах "юмористическая" составляющая уехала сильно на второй план и стержнем уже не является. Вот как выше справедливо заметили, становится сложно отличить иронию от морализаторства. Это он не шутит так, это он всерьез рассказывает, как гнилые душонки божьих людей обижают. Ну или вот бывают какие-то второстепенные, лично ему неприятные персонажи, вроде эпизодических поляков в "Карамазовых", так он их явно гротескно одной краской мажет, но это почему-то совсем не смешно.


не-а, не про то, что гнилые душонки божьих людей обижают ))) у него всегда про путь души к свету:)) у него и божьих людей-то в романах практически нет ( Мышкин не божий человек, опять же, внимательно смотрим рисунок самого Достоевского. Мышкин - это иллюстрация как благими намерениями выстилается дорога в ад). Единственный божий человек Марья Лебядкина в ''Бесах'', но она скорее юродивая. Свидригайлов, Ставрогин, Рогожин не гнилые душонки, но это разговор надолго, поэтому не буду долго рассуждать.
И мне совсем не сложно видеть гротеск, фарс, иронию на фоне трагедий. Это же бросается в глаза, как можно не отличить? ))
А ''Бесов'' обязательно почитайте. Это феерично! )) Может быть, тогда перемените мнение, что Достоевский что-то куда-то зарывал. Он просто идеально соединил гротеск и печальную грусть ранних произведений в единое целое.


сне всегда было интересно, как Достоевский запихивал мысли в во всех героев, начиная от самых простых, заканчивая грандиозными фигурами. Ведь это мысли самого Достовского, ведь не родив их -не засунешь другому в голову. Вот это все - и фатализм , и лакейство и глупость села, все это части одной материи. Единственное что радует - книга заканчивается хорошо. (редко когда у Достоевского добро побеждает)


я недавно посмотрела одноименный спектакль и, очень мне было сложно понять что же автор хотел передать данным произведением. Наверное, нужно прочитать?!


Полная, пардон, дичь. Вы ничего не поняли. Фома велик и вечен, а вещь можно поставить в ряд великих романов. И насчет мрачности и отсутствия юмора в поздних произведениях... Юмор в то время был другим. И нравоучительство и мессианство Ф.М. совершенно органично эпохе, битве за умы. Только демократы и охранители имели разные рецепты..., но вера в величие страны была незыблемой.