Больше рецензий

Zhenya_1981

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

16 октября 2020 г. 15:56

2K

2.5 Обыкновенные чудеса

Чтобы написать рецензию на эту книгу я должен сначала исповедоваться. Мне немного неудобно на людях, но думаю, что это необходимо. Сам я человек практически неверующий (может быть совсем чуть-чуть по большим праздникам). Бога я не отрицаю, но и не принимаю, а так, стою в сторонке. И уж совсем-совсем я человек не религиозный. Лучше даже не начинать об этом. А даже если бы и был религиозен, то наверняка в другой вере, которая мне ближе по крови и по духу.

На все религии я смотрю в основном как на свод морально-этических правил и немножко как на литературные и исторические памятники. Конкретно христианство я слегка недолюбливаю за идею всепрощения и частичного отказа от ответственности за плохие поступки - мои грехи, которые кто-то за меня уже искупил задолго до моего рождения. С другой стороны, мне импонирует христианство именно за любвеобильность со стороны всевышнего, за свою мягкость, смирение и милосердие. И вот, чтобы получше узнать (и, дай Бог, применить на практике) последние три качества я и взялся за эту популярную книгу.

Всё это вступление я написал ради того, чтобы было понятно, что я не пришёл хулить, что я старался быть объективным, что я был положительно настроен и что я тоже имею право высказывать своё мнение, хоть "сами мы не местные".

С этого момента я буду говорить только о книге, а не о самой религии или её служителях. Но, возможно, я и так уже слишком много набогохульствовал. Проявите ко мне снисхождение!

Поначалу книга эта мне очень нравилась. К тому же она начитана несколькими хорошими актерами с мягкими, добрыми, неторопливыми голосами (кроме Василия Ланового - тот плохо читал). Приятное музыкальное сопровождение тоже создавало атмосферу. Сам автор излучает добро и вселенскую любовь почти ко всем, о ком рассказывает, будь то послушники, лидеры церкви или просто миряне. Ко всем, кроме врагов церкви. Вообще автор конечно же является главным героем, поскольку он рассказывает либо о событиях произошедших лично с ним, либо о других, но переработанных в его сердце. Очень умиротворяет. Поначалу.

Скоро становится понятно какая это чудесная книга. В том смысле, что в ней всё время происходят чудеса. Служители церкви (как правило самые праведные и занимающие высокий сан) являются в той или иной степени пророками. Они с абсолютной точностью угадывают события будущего (или прошлого, но для других). Происходит это на каждой странице и как правило является литературной кульминацией и идеологической целью доброй половины рассказов, составляющих сборник. Наверняка есть люди, обладающие сверхъестественными возможностями. Возможно на небе есть Бог, который касается своих лучших детей и открывает им глаза. Я знаю, что есть простая математическая вероятность при угадывании любых событий. Всё это не важно. Важно, что мне надоело читать сотни одинаковых историй, в которых эти чудеса не только является фабулой, но и как бы доказывает существование и могущество Православного Бога.

С другой стороны, книга эта очень важна как исторический памятник и я рад, что прочитал её. Она ёмко освещает (и освящает) религиозную жизнь в СССР второй половины двадцатого века. Жизнь тяжелую, притесняемую, нищую, частично подпольную. Жизнь монастырей и их обитателей, проходящую под неусыпным оком органов безопасности.

Такие книги должны быть. Сейчас много пишут о евреях во время войны, о репрессиях, о половом шовинизме, о моральных издевательствах над детьми, о  гомофобии и т.д и т.п. РПЦ тоже пережила тяжелые времена, о которых необходимо знать. Но когда заслуженный уже литератор и религиозный деятель высокого сана злорадно пинает труп своего бывшего угнетателя, становится не по себе. Конечно, он и его церковь настрадались. И тогда они не могли даже пикнуть. Но всё-таки то, что он рассказывает можно (и нужно) было рассказать другим тоном. С каким удовольствием архимандрит рассказывает о маленьких и больших победах церкви над коммунистическим режимом, о хитростях и обманах, о крепких словах и руках, которые нередко шли в ход!

Недавно прочитал замечательную книгу - Харпер Ли - Убить пересмешника . В рецензии на неё я говорил о том, что она четко разделена на художественную и идеологическую составляющие. С книгой архимандрита Тихона та же история. С одной стороны, он поступил тонко, показав что его святые всё-таки несвятые. У них слабости и пороки, они живые люди. Это очень выигрышный ход. У Харпер Ли всё черно-белое, и её негры "белые и пушистые". Но с другой стороны, архимандрит даже обошёл Ли, ведь хоть его герои и несвятые, но всё-таки в первую очередь они святые. Извините за каламбуры, но название книги само их вызывает.

Ещё одна деталь, которая мне не понравилась - это обилие громких имён. Мол, если уж такие люди как Бондарчук или Окуджава одумались перед смертью, так и нам простым грешникам пора бы уже. Я этого не люблю. Коротенькая история про Окуджаву ничего бы не потеряла без упоминания имени главного героя (надеюсь, кстати, с разрешения его потомков). По-моему, это слишком личное, интимное. Но пропаганда вещь грубая, куда ей до всяких деликатностей. Вообще, часто при чтении этой книги я ощущал неловкость за автора. Возможно, это моя личная проблема, а не вина книги.

Люди о которых рассказывает архимандрит мне очень понравились. Чувствуется, что многие религиозные подвижники действительно были людьми сильными, мудрыми, интересными. Читать про их жизни было занимательно. Они как раз и обладали тем самым смирением. Но шло оно не от слабости, а от силы.

Автор много пишет о смирении и других подобных ценностях, но не только не даёт конкретных советов (это понятно, всё-таки не учебник, а художественное произведение), но и прямым текстом говорит, что для любого просветления, познания, постижения, освоения и прочего требуется опытный церковный наставник. Так что "не пробуйте этого в домашних условиях"! Не достаточно верить и соблюдать заветы, а обязательно нужно ходить в церковь и соблюдать ритуалы. Короче, одной веры без религии недостаточно. Бог ему судья!

Пора закругляться. В итоге, мне понравились в этой книге исторический ракурс и герои, но не понравилась её острая агитационная составляющая. С художественной точки зрения у меня претензий нет - читается легко.

картинка Zhenya_1981

Комментарии


Смелый ты,Женя;) В наше время, мне все чаще кажется, что о религии надо говорить или хорошо или ничего:) А то ведь чувства верующих можно задеть


Да, это больная тема. Как и секс. Но я о религии вроде не говорил (кроме исповеди). Только о книге :)


Почему-то берегут чувства верующих любой религии, но как только речь заходит о христианстве, то себя не ограничивают в высказываниях (не все, конечно, но есть индивидуумы).


Слышал об этой книге, но руки не доходили. После твоего обзора понял, что ничего не потеряю, если пока пройду мимо.
Я, как и ты, человек вне религии, правда, по крови (не уверен, что по духу) мне православие ближе, но пропаганду я не воспринимаю любую, ни политическую, ни религиозную... )


Возможно, если читать каждый пятый рассказ, то это не будет так назойливо. Спасибо за доверие


А мне так понравились люди, о которых тут написано, что вся агитация прошла видимо мимо)


Да, люди колоритные и заслуживающие уважение. Рад за Вас, что Вам удалось абстрагироваться от бесконечного количества чудес и прочего...


Да я особо и не старалась. На самом деле уже неочень помню какие там чудеса, у старцев только если. Вот рассказ про пуделя не понравился, за всю породу обидно стало))


Да, что Вы! Самый обычный рассказ. Подумаешь, Мефистофель. Главное, что батюшка освятил жилище и все уверовали в его правоту


Или просто спорить с ним не стали. Как с педиатрами, к примеру. Иногда проще покивать, но остаться при своём мнении.


:) Педиатры - это хорошо.
Но они лечат только неокрепшие маленькие тела, а Архимандрит Тихон - неокрепшие маленькие души.
Там вроде на хозяев дома это так сильно подействовало, что один обратился в веру, а другая прекратила своё увлечение мистицизмом. А гости не помню уже :)


"значит, это как раз то, что ему нужно.
Все в выигрыше"(с)))


Скромненько нажала «Хочу прочитать» , думаю,для меня все это безопасно )
Тем более , если « с художественной точки зрения претензий нет» и легко читается .


Да, легко. А безопасно это для всех. Если кого-то сподвигнет обратиться к религии, то значит, это как раз то, что ему нужно.
Все в выигрыше


О да , Архимандрит выглядит таким добрым и мягким , если в сравнение с Марксом , с Энгельсом , скорее у него ленинские глаза)


Он кстати и показался мне добрым и мягким. Мне кажется (креститься не буду) - превосходный человек. Без шуток. Кое-где у него проскакивает скрытая агрессия по отношению к угнетателям Церкви.
Но это естественно. Кто из нас без агрессии - пусть первым бросит в меня камень!


Не не , не будем никого заваливать камнями


Пропаганда в книге с таким названием и с такой тематикой, тем более написанной священником, вполне ожидаема. А вот когда начинаешь читать книгу про кошку, а тебе там зачем-то про буддизм рассказывают, это несколько обескураживает...


Хоть я и не знаю о какой кошке Вы говорите, но совершенно согласен :)


Не помню названия. Но там было две книги. Первая - про кошку Клео, а вторая - продолжение истории, и вроде там другая кошка (или кот). Но там больше про дочь, и через неё про буддизм.


я должен сначала исповедоваться

исповедь принимается.
Мне тоже книга не понравилась, я ее даже не дочитала.


А что, разве исповедь можно НЕ принять? :)


За индульгенцию же платить надо.


Я не просил простить, только принять :)


Можно и даже нужно,если к ней не готов слушающий:)


Да, пожалуй :)


Как хорошо вы написали рецензию) Мне кажется, этим текстом нельзя обидеть чувства верующих)
Удивляюсь, как люди могут писать лицеприятные отзывы на книги с оценкой 3 и ниже. Восхищена чувством такта и умеренностью критики)


Подумал несколько секунд нет ли иронии в Ваших словах. Вроде нет :)
Очень благодарен за высокую оценку!
А чувства обидеть легко. Особенно верующих. При чем даже не важно во что они верят.


Никакой иронии.
Есть утверждения, с которыми я не согласна, но я не обижена) Я не верующая, но испытываю уважение к православным книгам. Некоторые - неплохая альтернатива книгам по самопомощи.


Есть утверждения, с которыми я не согласна

Так давайте подискутируем :)
Нет сомнения, что для помощи человеку эта книга может сделать гораздо больше чем бОльшая часть развлекательной литературы.


Автор много пишет о смирении и других подобных ценностях, но не только не даёт конкретных советов (это понятно, всё-таки не учебник, а художественное произведение), но и прямым текстом говорит, что для любого просветления, познания, постижения, освоения и прочего требуется опытный церковный наставник. Так что "не пробуйте этого в домашних условиях"! Не достаточно верить и соблюдать заветы, а обязательно нужно ходить в церковь и соблюдать ритуалы. Короче, одной веры без религии недостаточно. Бог ему судья!


Вот с этим не могу согласиться. Кажется, да, верь кто во что горазд. Бог в сердце и прочее. Чего стоит самая сильная вера, если Бога ради и ради Церкви(=все верующее общество) человек не может встать к литургии? Чего стоит вера без повседневной малой жертвы? Конечно, я пою, что вижу. Священнослужитель сказал бы иное. Не важно, в кого ты веришь. Соблюдая ритуалы, ты приобщаешься духа верующей общины в пространстве и времени. Выбрал веру - будь добр менять жизнь. Человек неверующий, я вижу это так.


Соблюдая ритуалы, ты приобщаешься к общине, а не к Богу. Вера (как мне кажется) совершенно не требует жертв. Я верю, что это справедливо, честно, правильно, и потому я так делаю. Я верю, что есть высшая сила, кто-то охраняющий меня, кто-то судящий меня, кто-то любящий меня. И потому, я хочу ему помочь, его умолить, ему угодить. И делать это не жертва, а смысл и единственный способ существования. А вот когда я начинаю задумываться "а что стОит вера/любовь/правда/семья/жизнь и т.д. без жертвы" здесь начинается религия.


Да, мы видим с вами по-разному.
А рецензия хорошая)


Спасибо большое :)


Знаю, что комментировать исповедь не следует, но всё же не могу удержаться :)

Бога я не отрицаю, но и не принимаю, а так, стою в сторонке.

Вот такая формулировка у меня всегда вызывает некоторое недоумение. Мне кажется, человек в Бога или верит, или не верит. С течением времени это, естественно, может измениться. А то получается что-то вроде "немножко беременна"... Если бы я верила в Бога, то была бы уверена, что ему гораздо важнее наши поступки.... и наша честность с самими собой, а не то, верим мы в него или нет.
Надеюсь, что своим комментом я никак не задела твои чувства))


Мои чувства ты не задела. Я рад, что ты написала. :) Это смешная аллегория, но как мне кажется, совершенно не подходящая. Нельзя быть немножко беременной, поскольку это явление физиологическое (и можно легко проверить), но можно сомневаться в явлениях, наличие или отсутствие которых нельзя проверить. Более того, само определение этого явления может сильно разниться между разными людьми. Короче, ты поняла. Мать Тереза до конца жизни сомневалась в существовании Бога, что не мешало ей быть прекрасной христианкой...Мало того, насколько Богу важны наши поступки тоже спорно и это скорее аспект религиозный, чем вопрос веры.


Раньше я бы, вероятно с тобой согласилась, но сейчас считаю, что веру в Бога, как и любую другую, по своей природе иррациональную, веру, характеризует отсутствие сомнений. Если есть сомнения, значит человек (пока) не верит.
Но, повторюсь, комментировать здесь такие темы сложно, слишком много нюансов и требуется много букв)
Не собиралась больше писать, просто в книге, которую я сейчас читаю, попалась мысль, которая отражает и моё сегодняшнее понимание веры (которое у каждого своё, и я сама человек неверующий). По мнению философа Введенского, "вера - переживание уверенности в истинности некоторой мысли, которую нельзя проверить".

Мать Тереза до конца жизни сомневалась в существовании Бога, что не мешало ей быть прекрасной христианкой...

Ты сам этим примером ставишь поступки выше слов и мыслей, нет? Но да, разные религии трактуют это по-разному. Точнее, люди трактуют священные тексты. К примеру, в Евангелии есть высказывание о том, что греховная мысль сама по себе грех. Его иногда цитируют, но можно найти достаточно высказываний, которые говорят о другом. В конце концов, каждый сам для себя решает, на чём делать акцент...
Говоря о значении поступков, я просто высказала своё понимание приоритетов "хорошего" и "нехорошего", но может быть по-разному. Иногда слова имеют даже больший вес...
Но я разболталась, пора и честь знать)