Agrilem

Эксперт

Экспертша, экспертка, экспертиня, экспрессо

11 октября 2019 г. 22:13

377

3 Справочник-путеводитель по книгам

В нашем мета-мире информация настолько разрослась, что для ныряния в пучины литературы уже требуется надежный проводник. Сейчас "критика критика" - это рецензия на книгу о литературе. Естественно, роль критика изменилась очень сильно, и Галина Юзефович - яркий тому пример. Она "критик от любви", добрый рецензент, хотя может подробно рассказать, чем ей та или иная книга не понравилась. Поэтому "150 000 слов" представляют собой энциклопедию, а вернее, сводку-путеводитель свежих и громких на 2016 год книг и авторов.

Если отвлечься от объекта описания (а это больше 150 книг) и говорить об авторском стиле, то он яркий, образный и живой. Но сам текст статей - концентрированный, как черная дыра - показался мне перегруженным. То ли Г.Юзефович переборщила в попытке задействовать весь свой словарный запас, то ли текст подсознательно ждет  быть разобранным на цитаты и заголовки.

Я поняла, что читать книгу залпом, как художественную, не получится, хотя бы потому, что это сборник статей. Они достаточно разрозненные, но автор и объединила их по жанрам. Читать только статьи о знакомых книгах мне показалось бессмысленным, поэтому я решила сделать 3 подхода-чтения «Удивительные приключения рыбы-лоцмана: 150 000 слов о литературе» Галина Юзефович .

Первая волна: знакомство с автором
В первом чтении я выбрала уже знакомые книги, чтобы поближе узнать автора.
Первое, чего ждешь от критика - это мнение, и у Г.Юзефович оно есть. Интересно взглянуть на книгу глазами "профессионального читателя". В статьях совершенно не чувствуется превосходства того, кто влияет на общественное мнение, либо подтверждает уже сформировавшееся. В очень сжатых объемах она дает интересные сведения об авторе, успевает сравнить с другими произведениями, обосновать, что понравилось и почему, и это несомненный плюс.

Не могу сказать, что для меня знакомство было очень удачным, потому что для меня в этом заходе разделились: - книги мне нравятся, с мнением не согласна; - книги мне не нравятся, с мнением не согласна. Там же, где мнения совпадали, казалось, что есть какой=то подвох: мне тоже нравится, но в совсем ином смысле.

Выбор книг оказался удручающим, особенно потому что автор начала с фантастики.
Она немедленно выкидывает из списка Олди и Валентинова, зато остается Пелевин и Акунин, которых она называет "вырвавшейся в междужанровое" фантастикой. То и дело всплывает имя "Гарри Поттер" как мерило уровня качества, и это вызывает у меня некоторую неловкость.

Автор ничего не находит в "Зулейхе" но расписывает Полу Хокинс.
Не знай я этих книг, я бы составила себе совсем иное представление. В последнее время для меня "бестселлер" равен надувательству в половине случаев, и почему-то именно эта половина попала в поле зрения автора.

Когда прошла горячка возмущения, я попыталась сделать книгу полезной:

Вторая волна: рекомендации
И антирекомендации

Во втором заходе я читала про книги, о которых слышала или могла слышать, о знакомых авторах, о книгах, похожих на другие известные мне книги. Словом, Я знаю, что я этого не знаю.
Как говорит сама Галина в предисловии,

самое ценное и полезное свойство критика – это известная консистентность и постоянство, способность, подобно камертону, на протяжении многих лет воспроизводить одну и ту же ноту, позволяя читателям отстроиться от нее и сформировать на ее основе собственный круг читательских предпочтений.


Если так, я скорее из тех, кто будет идти от обратного, потому что к положительным отзывам я уже скептически настроена.

Третья волна: Неизвестное в неизвестном, или черные лебеди
...И прекрасное в ужасном

Третье прочтение для меня было о книгах, которые я не читала и не буду читать, то есть совершенно не мое. Мне достаточно знать об их существовании, а рецензия на них - это мой предел.
В разделе про нонфикш во мне поднялся недюжинный интерес, который немедленно оборвался. Эта часть полностью посвящена историческому нон-фикшену, а книги про Сталина, ГУЛАГ и др. - это пока совершенно не моя стихия.
Но третья часть тоже оказалась по-своему полезна, как и вся книга.
Взглянуть чужими, очарованными глазами на то, что ты искренне не любишь - это дар человеческого общения.

Да, мне хотелось спорить и опровергать. Но это оказалось невозможным. Потому что, во-первых, автор отобрала свои любимые произведения. Я не могу возмущаться, когда кто-то искренне и обоснованно восхищается. Во-вторых, она подходит с деликатностью образованного человека, не считает себя высшей инстанцией и пишет с душой и со знанием дела, а это многого стоит.
Я рада знакомству с Галиной Юзефович и с жанром критики, но советовать книгу в качестве путеводителя для знакомства с мнением о произведениях, пожалуй, не стану.

в рамках игры "Урок литературоведения"

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!