Больше рецензий

Morra

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

11 августа 2019 г. 15:26

567

4.5

"Райские новости" нежданно-негаданно оказались лучшей книгой этого года, пусть даже на календаре всего лишь август. Не то что бы я сомневалась в мастерстве Дэвида Лоджа - он вполне способен скроить ладный роман, но, пожалуй, я всё-таки не ожидала такой глубины от книги, главная функция которой сводилась к тому, чтобы развлечь меня в отпуске. Кстати, момент для чтения оказался идеальным - где как не на отдыхе читать про туристов, свежие впечатления и личностную перезагрузку.

Всё начинается в шумном аэропорту в ожидании рейса Лондон-Гонолулу. Дэвид Лодж похож на путешественника с большим стажем, настолько точно и метко он описывает предполётную суету и разные типажи туристов. Один не выпускает из рук камеру, снимая всё и вся, другой надменно и дотошно сравнивает рекламные буклеты с реальностью, третий с ходу заводит друзей. Очень ловким ходом было ввести в группу туристов антрополога, который пишет книгу о туризме как о новой религии. Мысль, конечно, не нова, но у Лоджа она обрастает любопытными и остроумными деталями. Вообще, рассуждения о туризме и его негативном влиянии показались очень интересными и в роман вписались идеально. То, что Лодж говорит о Гонолулу, можно приложить к любому туристическому городу - бесконтрольный рост клубов, отелей и ресторанов, исчезновение милых старых местечек "для своих", рост цен, грязь, шум и толпы страждущих причаститься к релаксу.

Пока стайка туристов мечтает о белоснежных пляжах и безбрежном океане, Бернард Уолш со своим стариком летит навестить умирающую тётку. То ещё развлечение... И этот контраст жизнь/смерть сразу режет по-живому. Меня всегда удивляло, когда писатели старательно подбирали природу и погоду под внутреннее состояние своих героев: брутальные мужчины со шрамами всегда жили в мрачных замках высокогорья, милые старушки ухаживали за симпатичными садиками в уютных деревеньках, скандалы до десятых долей секунды совпадали с ураганами и грозами, а примирения всегда приходились на солнечные дни и радугу в небе. А Урсула медленно умирает среди рая. Какая нужна смелость, чтобы принять осознание своей скорой смерти среди всегда безоблачного неба, бьющего в глаза солнца, ярких цветов и сонма отдыхающих. При этом перед Урсулой стоят вполне насущные вопросы - разобраться с делами, понять, на сколько хватит её сбережений и какой пансионат она может себе позволить. Эти непростые вопросы она передоверяет Бернарду. Ирония ситуации в том, что Бернард слабо понимает, что делать. Бывший священник, переживший крушение веры в бога и в личное счастье, теолог, прячущийся от жизни за кафедру в колледже... Каким потрясением для него становится эта поездка. Ответственность за отца, за дела тётки, за себя самого и неожиданно за своё новое счастье. "Райские новости", конечно, не о том, что перемена места волшебным образом решит все проблемы (верить в это вообще было бы наивно), роман о том, что жизнь полна шансов и возможностей, которые нужно не бояться использовать, о том, что найти себя можно как и когда угодно, о хорошо известной, в конце концов, на постсоветском пространстве истине "после 40 жизнь только начинается". И, да, наверное, нужен определённый возраст и багаж жизненного опыта, чтобы в это поверить, вылезти из своего панциря и быть открытым для новых впечатлений, эмоций и людей. Я искренне рада тому, что у Бернарда это получилось. И не только у него. Метаморфозы происходят со всеми героями. Кто-то прощает старые обиды, кто-то находит достойный любви объект, кто-то получает передышку от домашней рутины. Перезагрузка. Именно за этим мы каждое лето уезжаем за сотни километров от дома.

Комментарии


Встречала в литературе сопоставление туризма и паломничества. Антрополог в таком ракурсе рассматривал туризм?

Ты здорово подметила про погоду и события в книгах. В жизни обычно по-другому. У меня вообще часто знаковым событиям сопутствует дождь. Я в дождь узнала, что в универ зачислена, заявление в Загс подавала, автореферат мой в дождь рассылался, в дождь впервые вышла на работу, на учёт по беременности в дождь становилась. А родилась в снег.


Да, примерно.

Осмотр достопримечательностей как светское паломничество. Накопление благодати путем посещения святынь высокой культуры. Сувениры в качестве реликвий. Путеводители как религиозное наглядное пособие.

Лодж идёт немного дальше и утверждает, что:

на самом деле люди не хотят ездить в отпуска — во всяком случае, хотят не больше, чем, например, посещать церковь. Просто путем про­мывания мозгов их убедили, что это пойдет им на пользу или сделает их счастливее. Между прочим, ис­следования показывают, что отдых приносит неверо­ятное количество стрессов.


А у меня вообще по жизни нет никакой системы с погодой и событиями.


Пожалуй да, некоторые места и достопримечательности в той или иной степени сакрализуются, и соответственно переживается соприкосновение с ними. Тут важно учитывать субъективный фактор. Кто-то посетил пирамиды и действительно приобщился, а кто-то сфоткался, и забыл.

Вообще, в рекламе очень много от мифологии. Об этом многие сейчас пишут. А сфера туризма очень пропитана рекламой.

По поводу стрессов я не согласна. Путешествовала немного, и не помню, чтобы какие-то негативные переживания были с этим связаны. Я и суету всю эту люблю перед отъездом, всю эту наэлектризованную беготню, сборы.


Здесь речь о другом. Почему те, кто "сфоткался и забыл", вообще едут смотреть пирамиды, колизей и прочее, если им это по большому счёту и не интересно? Вот эти "паломничества" и есть результат промывания мозгов. И причина стрессов. Потому что тот, кому в принципе хорошо дома и кто просто поддался на провокацию "вы должны это увидеть", не получит никакого удовольствия от толчеи в аэропорту, ожидания на границе, неидеального номера в отеле, толпы таких же туристов вокруг "святыни", которая, как вдруг оказывается, вообще лучше выглядит на рекламном буклете и по телевизору.


Но религия - это же не только промытые мозги, она предполагает нуминозное переживание. Мне кажется, человек, который едет просто потому что все едут, не похож на паломника. Тут скорее социальные механизмы, а не религиозные работают.


В этом контексте вспоминается знаменитое "религия - это опиум для народа".


Видимо, народ без опиума не может. Не религия, так туризм.


Да, неудивительно, что туризм стал так популярен в нашу эпоху. Ну и плюс доступность путешествий, конечно.