Больше рецензий

e-j-b

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

13 сентября 2011 г. 19:43

680

3

Почему название "Острие бритвы" я так до конца и не поняла. Несколько раз сверкнуло понимание благодаря промелькнувшим в нескольких местах аналогии с "Лезвием бритвы" Ефремова. Неужели всё та же самая бритва Оккама, тоненькая до такой степени, что не ошибиться — один шанс на сто. И оттого у каждого героя свой порез.

Какое-то несобранное, расплывчатое впечатление. Несколько жизней совсем не похожих друг на друга людей, в начале тесно связанных между собой и под конец развеянных ветром по миру. Я люблю романы "без героя" и, наверное, этот роман должен был стать именно таким, но персонажа, о котором говорится ровно столько же, сколько и об остальных героях, постоянно выделяет через чур разговорчивый автор, явно симпатизирующий ему и очень нравоучительный. И, странное дело, при всём при этом Ларри всё равно не удаётся быть главным, он так и остаётся до конца страниц навязчивым, навязанным нам, типом.

Это мог бы быть роман о человеке, родившемся не в то время и не в том месте.
Это мог бы быть роман о свободе от рамок и условностей, но получился о человеке, который всю свою жизнь как раз таки и искал рамки, в которые бы поудобней себя загнать.
Роман о нескольких жизнях, и оставшихся бритвенных шрамах на них, тоже не удался - слишком субъективен благодаря наличию на страницах автора, совершенно живого, какого-то безгрешного, не скрывающего себя, единственного, кому удалось не порезаться, совершенно лишнего человека.

Я так и не смогла понять Ларри. Недоразвитый, недописанный персонаж, с которого будто бы начинается свобода, поначалу вдохновляющая, но какая-то напряжённая, тяжёлая, мечущаяся, а разве свобода может быть такой? И на одной из страниц ты вдруг понимаешь, что это лже-свобода, и что Ларри, как и остальные герои тоже порезался, сам того не заметив, и рана его глубже, чем у остальных.

Первым, но увы, не совсем удачным знакомством с Моэмом я обязана читателю Omiana , которая посоветовала мне эту книгу в рамках флэшмоба 2011.

Ветка комментариев


У Моэма другие романы не похожи на этот, так что как раз по этому роману судить не стоит, и возможно, тот же "Театр" будет воспринят по-другому. Моэм сам будет постоянно таким же, правда.

Острие бритвы - это название не про "порезы на теле жизни" ;), а скорее про то, что "жизнь пройти - не поле перейти", т.е., как вот так жить, чтобы не соскользнуть со своего пути - я так примерно понимаю это название. Прожить жизнь - как пол лезвию бритвы пройти. Вот как Ларри.


Я о таком значении тоже думала, но моё понимание мне ближе всё же, и даже придаёт некое очарование роману и Ларри воспринимается сразу не таким уж героем. Ведь все персонажи, если подумать, стремились к чему-то бльшему на протяжении всего романа не только Ларри. Элиот - в высшие сферы, но после себя он следа не оставил, Изабелла - к удобству и камфорту, но так и осталась влюблённой в Ларри, и сам Ларри - к истине. Но суть-то в том, как и в принципе бритвы Оккама, самое первое, самое очевидное, первое - верное. Из всех решений следует выбирать самое простое. Все герои, и даже более второстепенные, если вдуматься, напоролись на бритву и их жизнь сложилась не так, как могла бы сложиться.

Давно хочу почитать "Разрисованную вуаль". "Театр" тоже давно книга ждёт прочтения, да, я читала что "Острие бритвы" не похоже на другие книги Моэма. Это утешает.


Для меня наоборот, "Острие" - это практически единственное, что у Моэма я по-настоящему люблю. Вообще, Моэм - он такой, наблюдательный, но мне в нем не хватает веры в человека, а история с Ларри, похоже, имела место в действительности, и именно поэтому этот роман выпадает из общего ряда. Ларри мне не просто симпатичен, я сама внутри именно такая же, поэтому мне этот роман очень близок, его жизненный путь мне как раз представляется именно что - пройти по лезвию ножа, и думаю, что самого Моэма эта жизнь впечатлила настолько сильно, что и роман написал, и назвал именно так.


А меня не покидало чувство что Моэм сам до конца не понял Ларри. и оттого может образ подпортил. Я тоже очень люблю таких героев, но... что-то в нём всё же не так, не могу объяснить.


Сам Моэм, я думаю, внутри был восхищен им, но ему мешало внутрненнее неверие в людей, что ли... не знаю, как это точно назвать. Вот для меня есть аналогия среди режиссеров - Рязанов и Данелия - оба талантливые режиссеры, у обоих играли замечательные актеры, часто одни и те же, и играли прекрасно. Но я фильмы Рязанова воспринимаю как талантливые, но что-то не то, ну не верит он до конца в человека, а у Данелии его герои - именно то, что надо. Так вот Моэм для меня - это типа Рязанова - да, талантлив, да, видит многое, но не может он поверить, не может подняться до высот сам, и не может этого позволить своим героям.

Но именно чувствуя эту черту Моэма (я ее по другим его романам знаю), я дорисовывала многое в "Острие", в том числе и образ Ларри, поэтому у меня не возникло чувств недоделанности, я сама эти все образы долепила. :))


Прекрасно сказано! И сравнение с Рязановом и Данелия отличное. Со всем согласна.


"Театр", Разрисованная вуаль" вам, наверное больше понравятся. А еще "Луна и грош" и "Бремя страстей человеческих", тоже более внятные. "Острие бритвы" и правда для Моэма не характерны.


Спасибо. Почитаю.


странно выглядит определение "нехарактерны" для таких двух значит романов: без них нет автора; а автор меняется с каждым днём и годом, как любой человек, и каждое его произведение - только ступенька на этом пути; остающаяся позади