Больше рецензий

Natalli

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

8 августа 2011 г. 20:00

3K

4

Есть спойлеры!
Как относиться к этой книге? Если рассматривать с обывательской точки зрения – это история человека, который с каждым днем все глубже «уходит в себя», погружается в омут своего одиночества. Он понимает, что с ним что-то происходит и начинает вести дневник, «чтобы докопаться до сути» и «попытаться разобраться в самом себе».
В романе мало событий. Антуан Рокантен живет во Франции, в Бувиле, в начале 1932 года. Ему нет необходимости работать, жизнь его обеспечена пожизненной рентой. Он путешествовал, но теперь живет здесь и пишет книгу о заметном в истории Франции 18 в. персонаже маркизе де Рольбоне.
В своем дневнике он рассказывает: « А я живу один, совершенно один. Не разговариваю ни с кем и никогда; ничего не беру, ничего не даю». Герой замечает, как с каждым днем в нем происходят перемены, которые его пугают. Он пытается остановить этот процесс, идет туда, где много людей, стремясь укрыться в толпе от своих мыслей, но это ему мало удается. В кафе он видит оживленных молодых людей. Они восхищают его: тем, что веселы, что рассказывают друг другу смешные истории из своей жизни, громко выражают свои эмоции. «Когда живешь один, вообще забываешь, что значит рассказывать: правдоподобные истории исчезают вместе с друзьями», - замечает Рокантен. На него навалилось равнодушие и реальность теряет свои четкие очертания, уступая место условности: «события тоже текут мимо : откуда ни возьмись, появляются люди, что-то говорят, потом уходят, а ты барахтаешься в историях без начала и конца – свидетель из тебя был бы никудышный…» Отмирают и живые человеческие реакции: «одинокого человека редко тянет засмеяться…», «вот уже три года, как я слишком спокоен». На смену всем чувствам и эмоциям, которыми живет нормальный человек, приходят страх, навязчивые мысли и …тошнота.
Гл. герой прекрасно осознает, что одиночество – зло, и, как всякое зло, оно опасно и имеет отталкивающий вид. Ему вспоминается, как в детстве, когда они играли с друзьями в Люксембургском саду, приходил и сидел на скамейке один очень странный человек, ни с кем не разговаривал, но он пугал их своим непонятным состоянием: «Он внушал нам невыразимый ужас, потому что мы чувствовали, что он одинок …мы чувствовали: в его голове шевелятся мысли краба или лангуста». Не хотелось бы Рокантену наводить страх на детей, но сделать он ничего не может.
Каждый день приносит новые, неприятные открытия. Он смотрит на свое лицо в зеркале и ужасается: в его чертах нет жизни. Это плоть, просто плоть. И это отражение тоже вызывает тошноту.
Не только Рокантен одинок. В романе есть и другие персонажи, которые по разным причинам тоже страдают от одиночества. Их души тоже становятся похожими на выжженную пустыню. И они пытаются бороться, но в итоге становятся еще более одинокими. Это его любимая в прошлом девушка Анни и его приятель Самоучка. Как же он стремился к встрече с Анни, после долгой разлуки! Он с надеждой восклицает при встрече: «- Я тебе необходим? Я был тебе необходим все четыре года, что мы не виделись? Хорошо же ты скрывала свои чувства.» Но Анни как будто нарочно явилась к нему из прошлого, чтобы отнять последнюю надежду, она тоже разочарована в жизни. Анни любила ловить и создавать «совершенные мгновения», в которых жизнь предстает во всей красе. Но… она устала и больше не хочет ничего. Так же и Рокантен когда-то искал в жизни приключений, пока не понял, что приключение возникает уже в сознании человека, когда он рассказывает о событиях. И оттого, как он относится к ним и зависит, будет ли это названо приключением. Короче, в итоге у обоих полный крах надежд и разочарование и оба чувствуют себя стариками.
Если уж рассуждать обывательски, хочется сказать, что истоки одиночества, на мой взгляд, всегда надо искать в детстве. Хотя бывают в жизни ситуации, когда человек волею судьбы оказывается одиноким. Это и одинокая старость, когда друзей и близких уже просто нет в живых, или инвалидность, когда человек выпадает из жизни, оказывается запертым в четырех стенах. В любом случае, это страшно. Но помнить об этом надо и стараться всеми силами избежать.
С другой стороны, эта книга – опыт художественного исследования Сартра, философа – экзистенциалиста. На глазах читателя разворачивается работа его мысли и из обстоятельств жизни героя рождаются уже знакомые нам понятия «абсурд», «лишний», «ситуация», «свобода»,«существование и сущность» и др.
Итак, отправной точкой является тот день, когда ГГ начал вести дневник. Он хочет понять причины этой странной тошноты, которая стала с некоторых пор его постоянной спутницей. Лишив себя общения с людьми, он вскоре начинает замечать, что вещи, которые его окружают, очень сильно влияют на него: предметы… «беспокоят, и это невыносимо». И не просто беспокоят, а вызывают отвращение, тошноту.
К тому же случается событие, которое окончательно делает его жизнь бессмысленной. В один из понедельников, ГГ понимает, что Рольбон его больше не интересует: «Я был всего лишь способом вызвать его к жизни, он – оправданием моего существования. Он избавлял меня от самого себя. Что я теперь буду делать?» Жизнь потеряла смысл, но не прекратилась. Осталось СУЩЕСТВОВАНИЕ. А вокруг множество других, таких же бессмысленных существований людей и предметов: «Все заполнено, повсюду существование,плотное, тяжелое, мягкое». Он все повторяет и повторяет, что вещи давят на него, чужое существование «проникает в меня через все поры, через рот, через нос, через уши». И вот он приходит к очень важному для себя выводу: все эти разнообразные существования никак не связаны друг с другом и они мешают друг другу, а, значит, они все ЛИШНИЕ, а следовательно они АБСУРДНЫ. А самое главное, что и себя он считает лишним в этом мире:«И я сам – вялый, расслабленный непристойный, переваривающий съеденный обед и прокручивающий мрачные мысли, - я тоже был лишним» .Что же остается, когда нет смысла в жизни? Ну, да, прекратить самому это бессмысленное существование. Но он рассуждает дальше, и приходит к выводу, что и смерть его тоже будет лишней, а, значит, и не имеет смысла! Вот тихий ужас!
В какой-то мере, я думаю, можно рассматривать этот роман и как еще одну историю жизни представителя интеллигенции. То, что волнует Рокантена повторяется у многих писателей 20 века. Многое из его философских рассуждений я угадывала в образах недавно прочитанного М.Кундеры в «Невыносимой легкости бытия». Там тоже герои стремятся к свободе, но иногда, когда они ее достигают, она оказывается подобной смерти, как для Сабины. Или та же теория случайности нашего существования…Среди отечественных – у Ю.Буйды в его романе «Синяя кровь», оччень много от Сартра.)
Сейчас, когда я пишу эту рецензию, за окном солнечный летний день, много людей, смех, радостные голоса. День города. С главной сцены звучит громкая музыка… И верить не хочется, что такое бывает, что где-то есть люди, которых не трогает ничего, их душа мертва, жизнь потеряла всякий смысл. Надеюсь, никогда не стану одной из них!))

1 2

Комментарии


А мне захотелось прочитать. Я пока не знакома с Сартром, но это произведение меня волнует.
Одиночество в любом возрасте страшно, потому что когда теряется полнота жизни, очень трудно её вернуть, но герой, всё-таки не сразу сдался, интересно почитать его размышления и понять есть ли у него шанс на "излечение".


да, почитать стоит несомненно


Прочитай, конечно! Мне не тяжело было читать.
Вот насчет шанса на излечение...я не поняла, если честно. У меня есть свое мнение, но не уверена, что оно правильное... Когда прочитаешь - обсудим!


"Излечение" в моём понимании - возвращение интереса к жизни,
но, конечно, чтобы рассуждать о произведении, нужно его прочитать, чем я и займусь,
когда разделаюсь с книгами, взятыми в библиотеке, очень уж они интересные, и редкие, боюсь их не найти в следующий раз там.


Надо глянуть что там за интересные книги ты читаешь.))


Про латиноамериканский роман, про Лорку, очерки Моэма, "Мысли" Паскаля и ещё домашние книги под настроение. И Ремарка дочитываю, которого себе купила недавно.


Ага, вижу.)
Буду ждать твоей рецензии!!! Не затягивай.))


излечение, излечение..как?


где-то есть люди, которых не трогает ничего, их душа мертва, жизнь потеряла всякий смысл


ну не о том и не про то =/


А о чем и про что?)
Возможно, не о том. Я не ставила себе цель в этой рецензии проанализировать роман. То, что написала - это мои мысли, которые возникли в процессе чтения. Они субъективны.


кто-то видит одно, кто-то другое.Точка сборки у каждого разная кому-то и образ Парижа в Парфюмере страха не вызывает....


э, вот тут и нет - в "настольной книге экзистенциалиста" Сартр иных трактовок не допускает)


У Сартра есть такая книга? Не встречала...


Сарказм?


Нет)) не сарказм.) темнота моя это . Имеется в виду " Бытие и ничто" Сартра?


Я как раз "Тошноту" и имею в виду)


Да о том, что никакого смысла жизни априорно не существует, жизнь изначально уныла и скучна, да про то, что человеку не остается ничего иного, как попробовать что-то сделать со своей осужденостью на свободу)
Так это понятно. Я просто свои пять копеек вставил))


То, что жизнь ИЗНАЧАЛЬНО уныла и скучна, Сартр, во всяком случае в "Тошноте" не говорит. Он говорит о том, по-моему, что жизнь будет иметь смысл, если сам человек этот смысл себе создаст.


Ага, ибо, цитирую: "Что же остается, когда нет смысла в жизни?"


это понятно.Всё так просто когда понятно, а когда доходит до дела-где всё понятное?Одна лишь теория..как совместить с практикой.Вот в чём вопросюю


ну почему же? разве это не проскальзывает?


Уверен, что не станешь)
Отличная рецензия, я уже стал думать, что сам книгу не понял)


Это только мое мнение, я на нем не настаиваю.)


Очень люблю твои рецензии, они такие обстоятельные, как отдельное произведение.И если что-то не было доступно мне в романе, по каким-то обстоятельствам, с помощью тебя я открываю совсем другую сторону.Так было и с юмором Платонова, я совсем по-другому посмотрела на его произведения, пообщавшись с тобой.Плюсую несомненно!!!


Поддерживаю комментарий!


Спасибо, дорогие)))


Интересный взгляд на ''Тошноту''. :) Спасибо!


Как относиться к этой книге?

Да, она достойна: книга "Тошнота" - читал.


Но тебя, похоже, она так и не впечатлила?


Я не могу отдать ему должное. Не хочу предавать свои идеалы.
Мне кажется, некоторые твои комментарии дороже всей "тошноты"...


у Ю.Буйды в его романе «Синяя кровь», оччень много от Сартра.)


очень удивило: не нашла, не заметила; родилось много ассоциаций в плане наследования, но Сартр?


Я теперь уже дословно не передам, но если понадобится - могу найти...
Сартр устами своего героя, когда он сидит в городском саду, рассуждает о том, что деревья, кусты, цветы - все живут, растут. Но не потому, что им этого хочется, а потому, что не могут остановиться, они не могут убить себя. А у человека есть выбор-он может прекратить свое существование. То же и у Буйды. Там даже несколько раз повторяется, что жизнь не стоит того, чтобы ее проживать. Но вот как остановить ее? У кого не хватает духу сделать это - живут по инерции.

Самая первая ассоциация, которая пришла в голову - жизнь пуста изначально. У Сартра она вызывает тошноту у героя своим безобразием и однообразием, у Буйды - это просто пустота, чудовищная, пугающая.

И герои Сартра и герои Буйды пытаются эту пустоту заполнить. Антуан идет туда, где люди, стремится вернуть свою девушку, пишет книгу, но все это напрасно, все лишь мираж, все было выдумано когда-то, а когда мираж рассеивается, остается пустота и опять тошнота. У Буйды каждый стремится заполнить свою пустоту внутри, кто любовью, кто искусством, но она преследует всех. Короче, оба автора твердят: какой смысл человек сам придаст своей жизни, тем она для него и будет.


спасибо; вдумчиво читаете, интересно трактуете;
по отмеченному Вами - я думаю так же, как оба автора, (и не только они), что большинство живёт по инерции, что не всякая жизнь стоит того, чтобы её проживать, и что над смыслом жизни следует работать ежесекундно) потому и внимания не обратила, наверное, на это сходство

1 2