Гудкова Виолетта Владимировна (урожденная Маланьина) - доктор искусствоведения с 2007 г. Ведущий научный сотрудник Сектора театра Отдела исполнительских искусств. С 2000 г. по настоящее время. С 1995 по 2000 г. — сотрудник Отдела изучения и публикации наследия Вс. Э. Мейерхольда ГИИ. Член Диссертационного ученого совета ГИИ. С 2007 г. по настоящее время
Сфера научных интересов: история и теория драматургии и режиссуры, история театра, литературоведение.
Печатается с 1967 года.
Жена социолога Л. Д. Гудкова.
Гудкова Виолетта Владимировна (урожденная Маланьина) - доктор искусствоведения с 2007 г. Ведущий научный сотрудник Сектора театра Отдела исполнительских искусств. С 2000 г. по… Развернуть
Людмила Петровна Полякова — советская и российская актриса, народная артистка Российской Федерации (1999). Лауреат Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства 2003 года (2004).
Людмила Петровна Полякова — советская и российская актриса, народная артистка Российской Федерации (1999). Лауреат Государственной премии Российской Федерации в области… Развернуть
Российский историк театра, доктор искусствоведения.
В 1964 г. поступила на театроведческий факультет ГИТИСа, который с отличием окончила в 1971 г. В 1966 – марте 1986 гг. работала в Государственном центральном театральном музее имени А. А. Бахрушина (экскурсовод, научный сотрудник, старший научный сотрудник).
С 1986 г. сотрудник ВНИИ искусствознания (ныне Государственный институт искусствознания), где в том же году защитила кандидатскую диссертацию «Проблема фактологического изучения жизни и творчества Ф. Г. Волкова и русского театра его времени». В 1996 г. защитила докторскую диссертацию «Театр в России XVIII века. Опыт документального исследования». Главный научный сотрудник Сектора театра Отдела исполнительских искусств ГИИ. Основное научное направление – документальное исследование театра в России конца 17–18 вв. с целью создания фундаментальной базы истории русского театра начальных периодов.
Российский историк театра, доктор искусствоведения. В 1964 г. поступила на театроведческий факультет ГИТИСа, который с отличием окончила в 1971 г. В 1966 – марте 1986 гг.… Развернуть
Российский сценограф, художник, художник книги, архитектор, писатель. Народный художник РФ (1998), заслуженный деятель искусств РСФСР (1991), лауреат Государственных премий РФ (1993, 2001). Действительный член Российской академии художеств.
В 1956—1962 годах учился в МАРХИ. Занимался архитектурой и книжной иллюстрацией. Работал в театрах Москвы, Вильнюса, Горького, Свердловска, Саратова, Куйбышева и др. В 1988—1992 гг. — главный художник Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, в 1995—2000 гг. — Художественный руководитель — сценограф Большого театра. Оформил около 200 постановок (оперы, балеты и драматические спектакли) во многих городах бывшего СССР и за рубежом: в Германии, Финляндии, Швеции, Японии, Чехии. С 1980-х годов постоянный соавтор спектаклей Генриетты Яновской и Камы Гинкаса Московского ТЮЗа. Автор проекта художественного оформления (совместно с Д. Боровским) Музея-квартиры В. Э. Мейерхольда (1994). Основатель и долгое время заведующий кафедрой сценографии Российской Академии театрального искусства (1992—2007), профессор. Действительный член (академик) Российской академии художеств (2011). Член Союзов архитекторов (1965), художников (1974), театральных деятелей (1978) и писателей Москвы (2013).
Российский сценограф, художник, художник книги, архитектор, писатель. Народный художник РФ (1998), заслуженный деятель искусств РСФСР (1991), лауреат Государственных премий РФ… Развернуть
Алексей Владимирович Бородин — советский и российский театральный режиссёр, театральный педагог, профессор, художественный руководитель Российского академического молодёжного театра. Народный артист РСФСР (1987). Лауреат Государственной премии РСФСР имени К. С. Станиславского (1985) и Премии Президента Российской Федерации (2016).
Алексей Бородин родился 6 июня 1941 года в городе Циндао.
В 1968 году окончил ГИТИС, курс Ю. А. Завадского и И. С. Анисимовой-Вульф.
С 1973 по 1980 год являлся главным режиссёром Кировского ТЮЗа. С 1980 года является главным режиссёром, а с 1992 года художественным руководителем Российского академического молодёжного театра.
С 1971 года преподаёт в Российской академии театрального искусства. Среди его учеников Е. Н. Редько, В. О. Чуприков, Т. Э. Весёлкина, Ч. Н. Хаматова, М. С. Полицеймако, А. Н. Васильев, Е. А. Галибина, Т. В. Матюхова, Н. А. Рощин, Н. В. Уварова, И. Н. Волков, И. Я. Низина, Е. В. Шамова.
Алексей Владимирович Бородин — советский и российский театральный режиссёр, театральный педагог, профессор, художественный руководитель Российского академического молодёжного… Развернуть
Родилась 29 сентября 1936 года в Москве. Мать - Харченко Александра Дмитриевна, лаборант кафедры экономического факультета МГУ, отец - Демидов Сергей Алексеевич, погиб на фронте при взятии Варшавы в 1944 г., муж - Валуцкий Владимир Иванович, кинодраматург.
По воспоминаниям самой Демидовой, уже в пять лет, отвечая на вопрос "Девочка, кем бы ты хотела стать", она говорила "Великой актрисой". С детства участвовала в самодеятельности. Тяга к просветительству и желание существовать на сцене один на один с литературным словом заявили о себе очень рано: помимо ролей в школьных спектаклях выступала перед соучениками с собственной чтецкой программой - монологом Катерины из "Грозы" и отрывком из "Анны Карениной".
После школы, не будучи принятой в Театральное училище имени Б.В.Щукина из-за плохой дикции, Демидова поступает на экономический факультет МГУ, по окончании которого (1959) становится соискателем ученой степени и начинает вести семинарские занятия по политэкономии для студентов философского факультета. Параллельно, еще на третьем курсе, приходит в Студенческий театр МГУ, где играет свою первую заметную роль - Лиду Петрусову в "Такой любви" Павла Когоута (режиссер Ролан Быков, 1958). Впоследствии потаенное, сдержанное, маскируемое самоиронией страдание, которым актриса наделила этот образ, стало чертой многих ее героинь, одной из вариаций ее сценической Темы.
Продолжая играть в Студенческом театре, Демидова поступает в студию при театре имени Ленинского комсомола (руководители - М.Шатров, В.Ворошилов), откуда через год ее исключают как "профнепригодную". Результатом становится новая, на сей раз успешная, попытка поступления в Щукинское училище. Демидова попадает на курс педагога Анны Орочко. Дипломный спектакль "Добрый человек из Сезуана" (Демидова - госпожа Янг), поставленный на курсе Юрием Любимовым (1963), взрывает устоявшиеся "псевдомхатовские" представления о театральном искусстве и начинает новую эру в истории Советского театра - эру "Таганки", сочетающей почти уничтоженные к тому времени традиции Мейерхольда с традициями политического театра Брехта, дающего актеру возможность отчуждения от образа и прямого контакта со зрительным залом.
Официально Театр на Таганке открывается в апреле 1964 года в помещении Московского театра драмы и комедии. Прежний коллектив реорганизован. Среди тех, кого Любимов считает костяком нового театра - Алла Демидова.
Однако, лидером ранней "Таганки" она не становится, играет в ту пору в основном небольшие роли. Слава приходит из кино: в 1966 году она получает главную роль в фильме Игоря Таланкина "Дневные звезды" - экранизации автобиографической повести Ольги Берггольц. Фильм, непривычным, поэтическим языком повествовавший об ужасах Ленинградской блокады, купирован и положен "на полку", однако игра Демидовой замечена профессионалами - актриса получает одну кинороль за другой, критики, чьей любовью она начинает пользоваться с тех пор, сравнивают ее манеру игры с манерой Смоктуновского. По итогам опроса журнала "Советский экран" Демидова названа самой перспективной актрисой 1968-го года.
С 68-го года начинает играть ведущие роли и в любимовских постановках: Эльмира в "Тартюфе" (1968), пани Боженцкая в "Часе Пик" (1969), Гертруда в "Гамлете" (1971). В этот же период склонная к анализу и способная критически оценить деятельность собственного коллектива актриса формулирует свой способ существования в театре Любимова: "Стараться играть объемно, актерски оправдывая любое режиссерское построение Любимова". Это "подстраивание" под сильную волю режиссера фактически определяет все ее последующие взаимоотношения с Любимовым. И хотя с середины 70-х она получает в Театре на Таганке роли, которые делают ее одной из заметных актрис: Милентьевна ("Деревянные кони", 1974), Раневская ("Вишневый сад", 1975, реж. А.Эфрос), мать Раскольникова ("Преступление и наказание", 1979), Маша ("Три сестры", 1981), Марина Мнишек ("Борис Годунов", 1982), - все же неудовлетворенность своей актерской судьбой в режиссерском театре Любимова заставляет Демидову и ее друга и сценического партнера Владимира Высоцкого заняться поисками пьесы на двоих. Репетируют "Крик" Теннесси Уильямса, одновременно Высоцкий задумывает сценическую композицию по "Федре" Жана Расина. Воплощение обоих замыслов оборвалось в июле 1980-го со смертью Высоцкого.
В 70-е-80-е Демидова остается одной из самых популярных киноактрис. Среди ролей: Мария Спиридонова ("Шестое июля", 1968), Леся Украинка ("Иду к тебе", 1972), Аркадина ("Чайка", 1972), Лизавета Павловна ("Зеркало", 1974), Герцогиня Мальборо ("Стакан воды", 1979), Елена Протасова ("Дети солнца", 1985). Однако "Новейшая история отечественного кино" справедливо характеризует Демидову не только как "одну из самых значительных и стильных современных русских актрис", но и как "одну из самых невоплощенных в экранном пространстве": кинорежиссеры, поняв, что ей нет равных в изображении "интеллектуальной рефлексии и духовной одержимости" пытались поверхностно тиражировать ее необычный имидж.
Нечто подобное продолжалось и на "Таганке", не раскрывавшей актрису, расцвет таланта которой пришелся на кризисные для театра времена: вынужденный отъезд Любимова за границу, приход на его пост Анатолия Эфроса и его трагическая смерть. Результатом становится сотрудничество Демидовой с режиссером Романом Виктюком, в чьей постановке "Федра" по пьесе Марины Цветаевой (1988) Демидова наконец заявляет о себе как о трагической и одновременно синтетической актрисе, владеющей и современной пластикой, и поэтическим словом. Одновременно ведутся переговоры о "Федре" Расина с французским режиссером Антуаном Витезом. Репетиции обрываются смертью режиссера (1990).
В конце 80-х - начале 90-х "Федра" Виктюка успешно гастролирует по Европе и Америке. Стильность Демидовой, ее тяготение к четкой сценической форме и ярко выраженное личностное начало оказываются очень востребованы Западом, где она считается звездой и образцом современной русской актрисы. На родине же к ней, не очень разбираясь в структурных тонкостях ее игры, приклеивают ярлык "холодности" и "интеллектуальности". Упреки в формализме, разговоры о том, что Демидова, вслед знаменитому Каратыгину, наследует нехарактерную для русской сцены традицию школы представления, а не переживания ведутся по сей день. По сути же, "речь должна идти об изысканной (не совсем станиславской, но и совсем не любимовской) технике не-выражения чувств, делающей их серьезность особенно значимой" (М.Брашинский).
После возвращения на "Таганку" Юрия Любимова Демидова играет Марину Мнишек в возобновленном "Борисе Годунове" (1988), Донну Анну в "Пире во время чумы" (1989), Электру в "Электре" Софокла (1992). Все больше тяготеет к сольным трагическим ролям.
Хотя во время раскола "Таганки" и конфликта части труппы с художественным руководителем она последовательно поддерживает Любимова, все же с 1994 года пути Демидовой и Театра на Таганке расходятся. Формально считаясь актрисой Любимова, Демидова фактически пускается в "свободное плавание". В 1993 году она создает собственный театр "А" и начинает сотрудничать с греческим режиссером Теодоросом Терзопулосом. Играет в его постановках: Мертей ("Квартет" Х.Мюллера, 1993), Медею ("Медея" Мюллера-Еврипида, 1996), Гамлета ("Гамлет-урок" по В.Шекспиру, 2001).
Говоря об уникальной целеустремленности этой актрисы, интересно проследить цепь на первый взгляд неосуществимых желаний всегда реализуемых ею через определенный (иногда длительный) промежуток времени. Примером служит ее мечта о мужской роли - роли Гамлета, которую Демидова готовила еще студенткой вместе с педагогом Анной Орочко и которую едва не сыграла в спектакле Николая Охлопкова (1963). Роль вернулась к ней спустя более чем 30 лет. За эти годы Демидова научилась превращать в высочайшие достоинства даже врожденные недостатки. Неканоническое произношение обернулось голосовым своеобразием. Когда-то слабый, по-юношески экзальтированный, голос обрел мощь и широту диапазона, необходимую для трагедии.
Однако Демидова сыграла не канонического Гамлета, а своеобразный урок мастерства, в котором представала одновременно и Гамлетом, и Гертрудой, и Офелией. Этот дар актрисы - играть трагедию вне канона, как бы осовременивая ее, отмечает "Новейшая история отечественного кино".
Не признавая проторенных театральных троп, Демидова сломала устоявшийся стереотип псевдочеховской героини, сыграв Раневскую из "Вишневого сада" дамой эпохи декаданса, тем самым открыв новые пути и для театра, и для литературоведения. Впоследствии идет на другой эксперимент: прививает эстетику Серебряного века античной трагедии.
Впрочем, трагедией в интерпертации не умеющей играть быт актрисы становится любая житейская драма. Трагическими можно назвать едва ли не всех ее кино- и театральных персонажей - от поверженной в политической борьбе эсерки Марии Спиридоновой до куртуазной герцогини Мертей из "Квартета", история которой в исполнении Демидовой превращалась в трагедию неразделенной любви.
Возможно, именно тяга к трагедийности наделила актрису неповторимой манерой поэтического чтения - она читает русскую поэзию, следуя, подобно поэтам, за музыкой стихов и одновременно передавая трагизм судеб их создателей.
Внутренний культ красоты, эстетизм, отличающий эту актрису, объясняет ее приверженность искусству Серебряного века. Обладая способностями филолога-исследователя, она заново открывает для слушателей культуру этого периода. Ни "Федра" Марины Цветаевой, ни "Реквием" и "Поэма без героя" Анны Ахматовой никогда прежде не игрались и не исполнялись публично. Впрочем, и пьесы немца Хайнера Мюллера до спектаклей Театра "А" были русскому зрителю неизвестны.
В кино 90-х Демидова появляется как некий символ, придающий глубину и объем подчас поверхностным картинам. Ее небольшие роли, как и прежде, смотрятся самоценными, отточенными номерами, полными внутренней эксцентрики и гротеска. Но и в больших, и в малых ролях, в каждом слове и жесте ее персонажей проглядывают уникальные судьба и личность. Среди ролей: Лебядкина ("Бесы", 1992), императрица Елизавета ("Незримый путешественник", 1999), мисс Минчин ("Маленькая принцесса", 1999), Эльза ("Письма к Эльзе", 2001). В конце 2001 снимается в роли Алисы Коонен в фильме "Смерть Таирова".
Находясь уже около 10 лет в "свободном плавании" (исключение - сотрудничество с театром "Школа драматического искусства", где она сыграла Донну Анну в спектакле Анатолия Васильева "Дон Жуан или "Каменный гость" и другие стихи"), Демидова по-прежнему остается звездой, окруженной - из-за жесткой избирательности в ролях и замкнутой личной жизни - ореолом таинственности. Следуя древним комедиантским традициям, она ездит по разным уголкам мира со спектаклями, поэтическими вечерами и мастер-классами. В Москве выступает лишь изредка, и тогда рецензенты отмечают, что "этой Коонен нужен свой Таиров". В ожидании его наделенная литературным талантом актриса написала шесть книг, размышляя о природе искусства и вспоминая современников. Официальный сайт Аллы Демидовой
Родилась 29 сентября 1936 года в Москве. Мать - Харченко Александра Дмитриевна, лаборант кафедры экономического факультета МГУ, отец - Демидов Сергей Алексеевич, погиб на фронте… Развернуть
Видмантас Силюнас - доктор искусствоведения, с 1984 г. Профессор, с 1986 г. Сотрудник Государственного института искусствознания. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации. Историк театра, театровед, театральный и литературный критик. С 1986 года — заведующий сектором ибероамериканского искусства.
Сфера научных интересов — театр и литература Испании и Латинской Америки от Средних веков до Новейшего времени, современный русский и зарубежный театр.
Образование:
- Театроведческий факультет Государственного института театрального искусства (ГИТИС), 1962 (специальность- история и теория театра),
- Аспирантура ГИТИС, 1962–1966,
- Защита диссертации на соискание степени кандидата искусствоведения «Проблема жанров в драматургии Лопе де Вега», 1967,
- Защита диссертации на соискание степени доктора искусствоведения «Испанский театр ХХ века», 1984.
Видмантас Силюнас - доктор искусствоведения, с 1984 г. Профессор, с 1986 г. Сотрудник Государственного института искусствознания. Заслуженный деятель искусств Российской… Развернуть
Александр Анатольевич Ши́рвиндт — выдающийся советский и российский актёр театра и кино, режиссёр, сценарист. Педагог, профессор. Театральный и общественный деятель, член союзов театральных деятелей и кинематографистов, Общественного совета ГУВД города Москвы. Автор 6-ти популярных книг воспоминаний, мемуаров.
Родился в семье скрипача, музыкального педагога Анатолия Густавовича (Теодора Гдальевича) Ширвиндта и актрисы Раисы Самойловны Кобыливкер. Отец, по происхождению прусс, играл в оркестре Большого театра, затем преподавал в Музыкальном техникуме. Семья жила в Москве в 9-ти комнатной коммунальной квартире. С началом Великой Отечественной войны Саша был эвакуированы на Урал в город Чердынь к бабушке.
В 1943 году Александр вернулся в Москву и учился в средней школе № 110, в одном классе с Сергеем Хрущёвым. После школы поступил в Театральное училище им. Б. В. Щукина. В 1956 году был принят в труппу Театра-студии киноактёра, через год перешел в театра им. Ленинского комсомола. Также был зачислен в штат киностудии «Мосфильм». В 1968 году вслед за режиссером А. Эфросом перешел в театр на Малой Бронной.
В марте 1970 года по приглашению Михаила Державина, Марка Захарова и Андрея Миронова стал работать актером в Московском академическом театре сатиры. Поставил ряд спектаклей, в т.ч. «Проснись и пой!» по пьесе венгерского писателя Миклоша Дярфаша «Лазейка», текст которой был полностью переписан им вместе с М. Захаровым. В 1982 г. поставил «Концерт для театра с оркестром», где выступил соавтором сценария совместно с Григорием Гориным. С 2000 года художественный руководитель Театра, с 2021 — его президент.
Педагог, профессор Высшего театрального училища имени Б.В. Щукина, преподавал с 1958 года. Среди его учеников много известных актеров.
13 октября 2021 года стал президентом Театра сатиры, а на посту художественного руководителя театра его заменил Сергей Газаров, также по совместительству худрук театра Прогресс Сцена Армена Джигарханяна.
Вёл на телевидении передачи "Утренняя почта", «Терем-теремок», «Семь нас и джаз», «Театральная гостиная», «Браво, артист!» и другие.
Скончался 15 марта 2024 года в возрасте 89 лет в Москве.
Александр Анатольевич Ши́рвиндт — выдающийся советский и российский актёр театра и кино, режиссёр, сценарист. Педагог, профессор. Театральный и общественный деятель, член… Развернуть
Виктор Иосифович Берёзкин — российский историк театра, искусствовед. Доктор искусствоведения, ведущий сотрудник Государственного института искусствознания. Лауреат Государственной премии Российской Федерации. Окончил постановочный факультет школы-студии МХАТ. Работал в Государственном институте искусствознания.
Виктор Иосифович Берёзкин — российский историк театра, искусствовед. Доктор искусствоведения, ведущий сотрудник Государственного института искусствознания. Лауреат… Развернуть
Черкасский Сергей Дмитриевич — театральный режиссер, педагог, исследователь театра. Профессор, доктор искусствоведения, лауреат международной премии К. С. Станиславского, заслуженный деятель искусств РБ.
Черкасский Сергей Дмитриевич — театральный режиссер, педагог, исследователь театра. Профессор, доктор искусствоведения, лауреат международной премии К. С. Станиславского,… Развернуть
Биография
Окончил режиссёрский факультет ГИТИСа в 1967 году. С 1967 по 1977 годы ставил спектакли в разных театрах страны. С 1978 года был режиссёром Московского театра миниатюр, в 1987 году, с преобразованием театра миниатюр в Московский театр «Эрмитаж», стал его главным режиссёром, а с 1990 года — художественным руководителем.
Первым в СССР поставил спектакль по произведениям поэтов-обэриутов («Хармс! Чармс! Шардам!, или Школа клоунов» по Д. Хармсу, 1982). Спектакль стал очень ярким событием в театральной жизни Москвы, пьеса была сыграна более 700 раз и идёт до сих пор[1]. Впоследствии Левитин поставил ещё два спектакля по обэриутам — «Вечер в сумасшедшем доме» (1989) и «Кругом возможно Бог» (1994).
Был женат на актрисе Ольге Остроумовой, двое детей.
Награды
В 1991 году Левитину было присвоено почётное звание заслуженный деятель искусств РСФСР, а в 2001 году — народного артиста России.
Библиография
«Чужой спектакль» (1982)
«Болеро» (1983)
«Мой друг верит» (1988)
«Сплошное неприличие» (роман, 1993)
«Безумие моего друга Карло Коллоди, создавшего куклу Буратино» (роман, 1994)
«Убийцы вы дураки» (роман, 1995)
«Плутодрама» (роман, 1995).
« Еврейский бог в Париже » (М., «Текст», 2002; М., «Текст», 2011).
«Богемная трилогия» (М., «Эксмо», 2009).
(Данные Википедии)
Биография Окончил режиссёрский факультет ГИТИСа в 1967 году. С 1967 по 1977 годы ставил спектакли в разных театрах страны. С 1978 года был режиссёром Московского театра… Развернуть
Борис Асафович Мессерер — советский и российский театральный художник, сценограф, педагог. Президент ассоциации художников театра, кино и телевидения Москвы. Муж поэтессы Беллы Ахмадулиной. Автор сценографии около 200 опер и балетов, книги воспомнаний, альбомов.
Отец, Асаф Мессерер, был балетмейстером, знаменитым советским танцовщиком и педагогом. Мать, Анель Судакевич — актриса немого кино, женщиной аристократической красотой, проработала много лет главным художником Московского цирка. Двоюродная сестра балерина Майя Плисецкая. Когда по окончании школы нужно было решать в какой вуз поступать, Борис Мессесер побоялся, что не сможет сдать экзамены художественный и выдержать предстоящую нагрузку, поэтому решил поступить в Архитектурный институт. И ни разу об этом не пожалел.
После окончания института первые выступления в качестве сценографа ставил в театре «Современник». Спектакли “Пиковая дама”, «Назначение» и “Третье желание” вывели его в первые ряды театрального искусства, подарили Мессереру громкое имя. В 1990-97 гг. он был главным художником МХАТ им. А.П.Чехова, в дальнейшем работал со многими известными режиссёрами и балетмейстерами : О.Ефремовым, М.Захаровым, А.Алонсо, Е. Симоновым, В.Чабукиани, А.Эфросом, С.Юткевичем. С ним связывают спектакли к «Кармен-сюита» Альберто Алонсо, принесший идею модернизма в Большой театр, «Дальше тишина» в Моссовете, «Самоубийца» и “Андрюша” в Театре Сатиры, спектакли в театрах им. Вахтангова, им. Маяковского, им. Пушкина, на Малой Бронной, Ленинградском театре оперы и балета им.С.М.Кирова, в оперных театрах Тбилиси, Еревана и др.
По мнению критиков в декорациях Мессерера живёт феномен сценичности: они конструктивны, пластичны, декоративны, в них заложен неожиданный взрывной заряд динамики. Что особенно важно, художник наделён магией преображения обыкновенных, бытовых вещей в театральные образы, создавая через линию и силуэт неожиданное линейно-ритмическое напряжение. Для своих постановок он, как правило, находит неожиданные объёмно-пространственные решения, обретающие знаковый характер.
Мессерер также оформил много книг, телевизионных фильмов, работал художником-мультипликатором, был автором концепций и художественного оформления более 30 престижных выставок, показанных в ГМИИ им. А.С.Пушкина, ЦВЗ «Манеж», Государственном историческом музее и др.
Личная жизнь
Первый брак Бориса Мессерера был с Ниной Чистовой, балериной Большого театра, но вскоре они развелись. Сын, Александр стал известным художником. Свою вторую жену, Беллу Ахмадулину (1937-2010), Мессерер встретил в 1974 году случайно в Доме кино. До встречи Борис не читал ее стихов и даже не подозревал о том, что она знаменитая поэтесса.
Книга Бориса Мессерера «Промельк Беллы. Романтическая хроника» – не традиционные мемуары и не романизированная биография, её вообще трудно отнести к какому-либо устоявшемуся жанру. Это даже не модный вербатим, хотя со страниц её звучат разные голоса. Прежде всего это история счастливого супружества длиною в 36 лет , которое было и любовью, и дружбой, и сотрудничеством одновременно. Книга начинается с расшифровки её воспоминаний, которые поэтесса наговорила для мужа в последние месяцы жизни, заканчивается же расшифровкой их бесед этого времени. Почти в каждой главе появляются стихи и письма Беллы Ахмадулиной. На протяжении всей книги не оставляет ощущение, что мемуары были написаны для того, чтобы хотя бы на время работы над книгой создать иллюзию присутствия любимого человека рядом.
Многоголосье, фрагментарность, импрессионизм – основные принципы, по которым построены воспоминания. И важно, что автор её именно художник и именно театральный: перед нами пёстрое полотно, грандиозный спектакль жизни. Цветной, яркой оказывается сама жизнь талантливой четы, Беллы Ахмадулиной и Бориса Мессерера, их встречи с друзьями. Среди близких они числили писателя Анатолия Рыбакова, Василия Аксёнова, Владимира Высоцкого, Иосифа Бродского и Булата Окуджаву, радикальных Сергея Параджанова, Венедикта Ерофеева и Дмитрия Пригова, Андрея Битова, Евгения Попова, Льва Збарского, Тонино Гуэрра, Отара Иоселиани.
Борис Асафович Мессерер — советский и российский театральный художник, сценограф, педагог. Президент ассоциации художников театра, кино и телевидения Москвы. Муж поэтессы… Развернуть