Больше историй

19 декабря 2022 г. 18:11

815

Очень неоднозначный император

В школе я познакомилась с творчеством этого императора. А так как я любила Древний Рим, то была просто в невероятном восторге от личности этого человека, от его, как мне казалось тогда, нетривиальных и глубоких мыслей. Но ближе к концу школы я задумалась: не много ли пессимизма у него? Стоит ли быть императору таким? Да и вообще Сенека почти всё сказал...
Мысли Марка Аврелия крутятся всё время вокруг одного и того же... Ощущение, что он пытается преодолеть страх смерти и какой-то экзистенциальный кризис, что говорит сам с собой о себе.
Этакий античный дневник-мотиватор получается.
Философией он начал заниматься в 25 лет. К этому возрасту у него много чего было в жизни интересного. Активно развивающаяся карьера, уважение, определённые почести...
Наверное, можно сказать, что он состоялся как личность к тому моменту, как начал осознавать в себе философа ...
Но вот что забавно.
То поколение, которое появилось во времена его собственного правления, достигло такого уровня дикости и инфантилизма, что матери ходили и причитали, как взрослые сыновья буквально пускают их по миру. Золотая молодежь просто бесчинствовало. И вместо того, чтобы хоть как-то начать воспитывать своих подданных, император не находит ничего лучше, как лишить молодых мужчин и женщин дееспособности.
Всё. Люди до 25, вообще все, включая тех, кто ни в чём постыдном замечен не был, стали юридически, как наши люди с 14 до 18. А потом и как те, что младше 14.
И что удивительно, когда поколения, сформировавшиеся в лоне этого подхода, заняли всё ниши демографии (они сами, дети, внуки), Римская империя вошла в кризис такого уровня, что больше не вышла из него никогда. Третий век стал началом конца.
Когда я читала в школе о том, что к деградации империи привели не только причины внешние, но главным образом социально-демографический регресс, я принимала это как данность, но всегда задумывалась, почему так пишут?
И ведь что-то в этом есть.
Закрыв глаза на разврат, нельзя не задуматься, что эти меры Марка Аврелия тоже на пользу не пошли.
Всё же конец второго десятка и первая половина третьего - важнейшие периоды для становления и развития зрелости личности. А тут люди поколениями матерели просто в состоянии золотых детей. Логично, что римлянки не хотели рожать, мужчины - работать.
Так и сидели на всём готовом, не включая голову. Римляне стали вымирать. К четвёртому веку конкретно римское население сильно сократилось.
В общем, верхние эшелоны, на которых зиждилась элита империи и сама империя, деградировали.
Что-то в этом есть.
Наш философ не стал заморачиваться насчёт работы с элитами и просто состоятельным слоем. Наверное, на перспективу не подумалось.
Или было не до этого.
Размышлять о вечном надо было.

Религиозная политика тоже была своеобразная. О ней только ленивый не писал. Тоже как будто Марк Аврелий не замечал, что христианство при нём и при Нероне - это не есть одно и то же.

В целом, когда читаешь труды Марка Аврелия и анализируешь его деятельность, возникает ощущение, что это прямолинейнейший интеллектуал своей эпохи.
Слишком погружённый в себя для императора.
И, как любят говорить, последний "хороший" император у римлян.

Комментарии


Любопытно. Вообще как-то прошел мимо. Транквилл про него не писал?


По-моему, не было у него.