Больше историй

20 мая 2019 г. 11:43

2K

Откуда Роулинг взяла своих легендарных существ?

Все мы знаем, что Дж. Роулинг придумала Гарри, Рона и Гермиону сидя в одном из небольших кафе Эдинбурга, пока спала ее дочь. Дементоров она придумала, находясь в глубокой клинической депрессии после смерти матери, но что мы знаем об остальных существах? Откуда Джоан их взяла? Правильный ответ - в древней мифологии разных времен и народов. Поговорим о первоистоках некоторых из них.

Мандрагора (в славянских сказаниях - «адамова голова») упоминается в Библии, точнее - ее плоды, как средство для обеспечения зачатия, которым воспользовались Лия и Рахиль. В древнегреческой мифологии использовалась для избавления от приворотных заклятий - ее носили с собой в качестве любовного оберега. А разветвленный корень часто напоминал людям фигуру человека, корчащегося от боли. На Полесье известна легенда, что эта трава-получеловек вырастает из умерших некрещеных детей.

Василиск. В античной мифологии это создание было наделено настолько ужасающим внешним видом, что считалось возможным одолеть его, только показав существу свое собственное отражение (его описывают, как существо с головой петуха, туловищем и глазами жабы и хвостом змеи). Крик самого простого петуха также считался действенным способом побороть василиска. Оружием этого существа служили его ужасающий взгляд, огненное дыхание и яд, которые буквально сжигали деревья и накаляли горы. Полагалось, что данное создание появлялось на свет раз в сто лет из яйца, снесенного черным петухом, имеющим возраст семи лет, а также яйцо должна была высиживать жаба. Упоминание о василиске так же встречается в Библии и египетской мифологии.

Феникс. Греческие писатели, начиная с Геродота, рассказывают о священной птице египтян Фениксе, похожей на орла, прилетающей каждые 500 лет (по Плинию, 540, по Марциалу, 1000 и т.д.) из Аравии в Илиополь для погребения в тамошнем храме Ра своего отца, заключенного в яйцо. По Епифанию, Свиде и другим новогреческим и византийским авторам, Феникс сам прилетает умирать в Илиополь. Здесь его сжигали в благовониях и из пепла он возрождается снова, сначала в виде гусеницы, которая на третий день начинает превращаться в птицу и на сороковой становится птицей окончательно и улетает домой в Аравию. По другой версии, Феникс умирает, вдыхая ароматы трав, но из его семени рождается новая птица, которая из Аравии переносит прах отца в яйце, вылепленном из смирны, в Гелиополь в Египет, где жрецы солнца его сжигают (Геродот, II 73). Величиной Феникс с орла, имеет великолепную окраску красно-золотых и огненных тонов, шея блестящая, золотистая, в хвосте же есть розовые перья, лицо круглое, на голове хохолок. Феникс живет 160 лет (варианты: 500, 1460 или более 12950 лет).

Гиппигриф. Сказочный крылатый конь греческих мифов. Ариосто и другие авторы рыцарских романов наделяют им своих героев в качестве коня. На картине Энгра изображена сцена романа Орландо Фуриозо, в которой Роджер Деливеринг верхом на гиппогрифе спасает Анжелику от дракона. Изображение гиппогрифа с огромным грузом представляет соединение традиционных качеств грифона и крылатой лошади в той характеристике, что связана с «духовным подъемом».

«Желая обозначить невозможность или несообразность, Вергилий говорит о попытке скрестить коня и грифа. Четырьмя столетиями позже его комментатор Сервий утверждает, что грифы – это животные, у которых передняя часть туловища орлиная, а задняя – львиная. Чтобы подкрепить свое утверждение, он прибавляет, что они ненавидят лошадей. Со временем выражение "jungentum iam grypes equis" ("скрещивать грифа с лошадьми") стало поговоркой; в начале XVI века Лудовико Ариосто вспомнил его и придумал гиппогрифа. В грифе древних сожительствуют орел и лев; в Ариостовом гиппогрифе – лошадь и гриф, это чудовище, или вымысел, второй степени. Пьетро Микелли замечает, что гиппогриф более гармоничное созданье, чем крылатая лошадь.»
Хорхе Луис Борхес «Бестиарий Книга вымышленных существ»

Гриндилоу. Агрессивные русалки-водяные проточных вод, которых можно встретить в мифах и легендах английского Йоркшира. Смысл жизни Гриндилоу заключается в том, чтобы утащить под воду как можно больше детей, играющих у водоемов (думаю, причины возникновения данного мифа очевидны :D)

Боггарт. В английской низшей мифологии дух или домовой , сходный с шотландским богле и английским паком . Считалось, что боггарт способен на злые проделки (если рассержен, то может разбить посуду в доме, отвязать лошадей и коров и др.), хотя обычно он рассматривался как дух, постоянно живущий в доме и дружественный хозяевам. Самая известна история о нем, которую рассказывают Вильям Хендерсон, Кайтли и многие другие — история о боггарте , увязавшемся за семьей, которая решила переехать, чтобы избавиться от него.

Доби. Первое упоминание о доби приходится на "Письма о демонологии и колдовстве" Вальтера Скотта, где он упоминает о добикак о разновидности йоркширского баргеста, говоря, что это локальный дух, который бродит по каким-то определённым местам, а имя Доби находится на знаках отличия (гербах) некоторых аристократических семей. Доби — некий дух, сведения о котором можно найти только в пограничных между Шотландией и Англией областях. Он считается домовым духом вроде брауни. Эти сведения основываются на "Записках фольклора северных графств Англии и Старой границы" Уильяма Хендерсона:

«Он (брауни) обитает на Шетландских островах, шотландском высокогорье, на западных островах, так же как и на границе. В то же время должен вас предупредить не путать его с доби, куда менее разумным и деятельным существом.»

Пикси. В британской мифологии фейри, "зловредные и исподтишковые домовые, разновидность брауни, от которых, однако, отличаются огненно-рыжими шевелюрами и зеленой одеждой.
Этимология слова "Пи́кси" неизвестна, возможно, оно выводится из ханнанейского, так как считается, что "хохлика" завезли в Корнуолл на кораблях финикийские моряки.""Утверждают, что днем пикси перекидываются в ежей и в таком виде бродят среди смертных. Их любимая забава — сбивать с дороги путников: не случайно о заплутавших говорят: "Пикси попутали". Еще они подбрасывают на дороги куски дерна — человек, наступивший на такой кусок, словно попадает в неведомую страну, все вокруг кажется ему незнакомым, хотя бы он находился в двух шагах от своего дома (в ирландском фольклоре для таких кусков существует свое название — заклятый дерн). Кроме того, пикси крадут лошадей, особенно жеребят и до изнеможения гоняют их ночами по полям. После этого на полях остаются круги, похожие на ведьмины кольца. Если человек ступит в такой круг, он попадет в Волшебную страну и останется в ней до конца своих дней. Впрочем, если ступить в круг одной ногой, ничего страшного не случится: человек увидит танцующих фейри, но повредить ему или залучить его к себе они не смогут. Случается пикси похищают детей, подбрасывая вместо них подменышей. Самый надежный способ прогнать пикси — это вывернуть наизнанку куртку или показать железный крест.

Йети. Человекообразное существо, герой многочисленных легенд и страшилок. Его рост составляет 2,5—4,5 метра, руки длинные, челюсть немного выдается вперед. Лицо чёрное. Полностью покрыто шерстью чёрного и серого цвета. Передвигается вертикально. Напоминает нечто среднее между гориллой и человеком. Согласно очевидцам, груди у самок йети настолько велики, что при беге они закидывают их за спину. Есть мнение, что это неандерталец, сохранившийся до наших дней. Первое свидетельство датируется 1899 годом, когда английский майор Л. Уэддел обнаружил на снегу в горах Сиккима (Гималаи) гигантские следы. Но само существо найдено не было. В нескольких тибетских монастырях хранятся уникальные реликвии — скальпы йети. Скальп монастыря Пингбош весьма известен, но видели его очень немногие. Несмотря на это, есть фотографии.
В нескольких тибетских монастырях хранятся уникальные реликвии — скальпы йети. Скальп монастыря Пингбош весьма известен, но видели его очень немногие. Несмотря на это, есть фотографии.
Однако анализ ДНК показал, что скальпы принадлежат диким козам.

Ре-эм, также рим, - это животное, упоминаемое в еврейской Библии девять раз и по-разному переводимое как единорог или дикий вол. Это было впервые идентифицировано в современные времена с зубами Иоганном Ульрихом Дюрстом, который обнаружил, что это было основано на аккадском родственном rimu (в клинописи), что означает Bos primigenius, aurochs, прародитель крупного рогатого скота. Это было общепринятым, как сегодня даже среди религиозных ученых. В некоторых христианских библейских переводах он был переведен как «орикс» (который был принят в качестве референта на современном иврите) и как «единорог» в версии короля Джеймса, возможно, ссылаясь на однорогого носорога, такого как Rhinoceros unicornis.

Химера. Первое упоминание о химерах принадлежит Гомеру в 6 главе "Илиады". Он описывал её как существо, имеющее голову льва, туловище козы и хвост змеи. Но во всемирную мифологию химера вошла немного в другом виде. Согласно описанию Геосида, это трёхглавое чудище с головой льва, ещё одной головой козы на спине и головой змеи на хвосте). Существует и ещё одно представление о химере: трёхглавое чудище, извергающее пламя (голова дракона, козы и льва) и имеющее крылья дракона. Не даром в переносном смысле химерой называют фантазию или же игру воображения. Согласно легендам и литературным преданиям, химера была порождена Тифоном (могущественным великаном) и Ехидной (полуженщиной-полузмеей), а вскормил и вырастил её ликийский царь Амисодар. Жило это чудище на вершине горы Краге, в жерле. Периодически извергая пламя, химера приводила в ужас близлежащие селения.