Больше историй

12 апреля 2017 г. 23:15

1K

«Грозовой перевал» - лучшее произведение о любви, когда-либо созданное человеком. Написанное в середине 19 века никому не известной на тот момент Эмили Бронте, оно гораздо более любимо, чем любая другая классическая литература данного жанра, потому что не имеет аналогов в собственной оригинальности и отличается в первую очередь описываемой средой от романов, повествующих, как правило, о взаимоотношениях среди высшей знати. «Грозовой перевал» о вполне обычных людях, выросших среди трав вполне обычной местности, и буквально каждый читатель имеет возможность примерить эту историю на себя, представить себя одним из героев. Недоступные и далекие истории из жизни высокородных, с их собственными проблемами, касающимися в первую очередь самих принцев и принцесс, красивые и романтичные, необходимы для сказочного восприятия этого мира, формирования романтических начал у подростков и в моменты острого интереса к жизни богемы, но в наш век быстрого взросления даже совсем юным читателям намного ближе реализм Эмили Бронте.

Наша совсем не оптимистическая жизнь, ужасы, что мы ежедневно видим на экранах телевизоров – все это уже давно стало частью нас самих, мы ко всему этому привыкли, очерствели, ужесточились и нас ничто уже не проймет. Мы –Хитклифы, которые не получают ничего хорошего от этого мира, живут в постоянном нервном стрессе, когда каждый встречный может попытаться обидеть, лишь мистер Линтон, подобно хорошим родителям, если они есть, когда-то нас обогрел и привел к домашнему очагу. В каждодневной суете мы тащим нашу обыденную ношу, лишь иногда находя минуту-другую, вспоминая на миг, что есть над нами какая-то высшая сила. Мы смотрим на небо, слышим шелест листвы, пение птиц – вот он, наш собственный Грозовой Перевал, он прекрасен, мы сами часть этой природы, хотя нам и некогда об этом думать. Но повсюду, даже в самых темных закутках мира, где-нибудь среди иссохших африканских земель, в переполненных китайских электричках, в метро в час пик – где угодно могут вырасти нежные и яркие цветы счастья. Семена любви падают на любую, самую неблагодатную почву и прорастают через камень бетонных городов, бронированные двери закрытых квартир и военные железные каски, покрытые пятнами грязи после бомбежки. Так встречаются Хитклифы и Кэтрин. Хитклиф, уличный волчонок, когда-то подобранный добрым Линтоном (единственным, кто отнесся к нему по-человечески) в придорожной канаве, - мальчик, привыкший к всеобщему презрению, предположительно индус и Кэтрин, истинное дитя природы, живущая лугами, дождями и тропами Грозового Перевала, никогда не задумывавшаяся о собственной родословной.

Мы не услышим от них красивых слов любви, природа не употребляет пустых слов. Тех фраз, что давно всем приелись, что завязли на языке, их так часто использовали без особой причины, просто так, в них никто уже не верит. О, Эмили, Эмили, ты все это уже тогда понимала! Через века, миллион раз читанные страницы «Грозового перевала», мы ощущаем физически – стуком собственных сердец, тянущей болью где-то в районе желудка, своим прерывистым дыханием, - ощущаем тот накал страстей, ту бурю, что бушует и рвет крыши с домов в душах Хитклифа и Кэтрин. Эта вселенская мощь – мощь природы, гроза, штурмующая перевалы, все сметающая на своем пути, готовая все пожертвовать, погибнуть, раствориться в вечности. Она лишь иногда прорывается наружу отдельными моментами, наиболее ценными для читателя. Кэтрин, мечущаяся в последних содроганиях агонии с именем Хитклифа на устах и сам Хитклиф, молчаливо стоящий ночи напролёт у её ног под её окном. Каждый, кто смог пережить что-то подобное, кто, читая «Грозовой перевал», прочувствовал этих двух героев, ощутил всю силу неповторимой люби, возникшей между ними, тот сохранит это знание, ощущение, понимание навсегда. И даже если кто-то уйдёт не дожив до 30 лет, подобно Эмили Бронте, то можно быть уверенным, что главное в этой жизни ты сделать успел.