Больше рецензий

15 августа 2018 г. 21:19

1K

4

Я хотел создать книгу, которая была бы похожа на мои любимые книги детства: на «Алису в Стране Чудес», на «Хроники Нарнии» и «Волшебника страны Оз», – книгу, которая стала бы «Алисой» для взрослых. А еще мне хотелось написать об обездоленных, о тех, кто выпал из жизни, – написать, вооружившись волшебным зеркалом фантазии, в котором мы словно впервые видим то, что видели слишком часто, а потому не замечали.

"Никогде" - это неплохая сказка для взрослых, в которой присутствуют элементы жестокости (в общем-то, именно благодаря ним произведение и получило возрастное ограничение 16+), хороший юмор (на некоторых моментах просто невозможно не посмеяться или хотя бы не улыбнуться) и узнаваемый авторский стиль Нила Геймана. В целом, роман легко и быстро читается, хотя некоторых читателей, пожалуй, могут и смутить сцены с травмами и пытками персонажей (лично мне это ничуть не помешало, в свое время насмотрелась много чего, но просто решила предупредить).

Повествование.
Нил Гейман выстраивает свою историю именно так, чтобы читатель не скучал и испытывал желание продолжать чтение. Повествование наделено достаточным, по моему мнению, количеством событий, которые идут друг за другом достаточно ровно, плавно. А сарказм и ирония - те составляющие, которые добавляют изюминки произведению, не оставляя читателей равнодушными.

Персонажи.
В "Никогде" вы можете найти как традиционно положительных и отрицательных персонажей, так и несколько неоднозначных, которых нельзя причислить ни к однозначно хорошим, так и однозначно плохим - нечто среднее, как и в жизни. И я считаю, что это важно - не вешать клеймо абсолютно на всех только положительных и отрицательных, а показывать героев с разных сторон, придавая им тем самым качества личности и показывая определенный характер, очеловечивая, казалось бы, неживых, выдуманных персонажей.

Ричард Мэхью - парень далеко не большого ума, совершенно не понимающий сарказма и совершающий множество наиглупейших необдуманных поступков. Он становится главной мишенью практически всех, кому приходится иметь с ним дело. Над ним вечно подтрунивают все кому не лень, несколько раз он чуть не погибает (но Охотница спасает, правда, зачем - искренне не понимаю хд). У Ричарда напрочь отсутствуют хитрость, смекалка, отвага - пожалуй, он самый наивный и трусливый персонаж в произведении, но чего у него не отнять - так это доброты. И именно она меня в нем и удивляет: далеко не каждый помог бы девушке, лежащей на улице, истекающей кровью, но именно он решил помочь Двери, тем самым навлекая на себя неприятности. Здесь так и просится цитата из самого начала книги:

Старушка взяла зонт и благодарно улыбнулась.
— У тебя доброе сердце, — проговорила она. — Этого бывает достаточно, чтобы не пропасть... — она покачала головой, — но чаще всего одной доброты мало.


Дверь - отважная молодая девушка, в какой-то степени добрая (именно она решила вернуться за Ричардом, когда тот только попал в Нижний Лондон и остальные решили бросить его одного в совершенно чужом для него мире) и смелая личность (пусть у нее и имеются страхи, но она старается бороться с ними и преодолевает все трудности на своем пути).

Дверь осторожно ощупала свою голову, словно сомневаясь, что с ней все в порядке.
– О-о-о… – выдохнула она. – Темпл и Арка! Я умерла?
– Нет, – сказала Охотница.
– А жаль…


Маркиз Карабас - это однозначно мой любимый персонаж, чувству юмора которого можно еще позавидовать. Он вытаскивает из передряг всех, кто к нему обратиться, но делает это с выгодой для самого себя, ведь после этого они остаются ему должны (а когда именно он попросит вернуть свой долг и каким образом - предугадать невозможно).

– Откуда вы знаете, куда нам?
– А я и не знаю, – мрачно ответил маркиз. – Мы заблудились и никогда не найдем дорогу домой. Через два дня примемся пожирать друг друга.
– Правда? – ахнул Ричард и тут же смутился, сообразив, что маркиз над ним просто издевается.
– Нет.


Джессика олицетворяет традиционный стереотипный образ женщины, высасывающей все соки из своего бедолаги-мужчины (коим является, угадайте кто, - правильно, наш любимый Ричард), она подталкивает его на покупку дорогого кольца для помолвки, по выходным водит по музеям своего молодого человека, не обращая ровно никакого внимания на то, нравятся ли ему эти походы или же он терпеть их не может - ее не волнуют такие мелочи, как мнение и чувства другого человека (до тех пор, пока он не облагает высоким социальным статусом - тогда она готова хоть прыгать перед ним - хоть вставать на колени ), она слишком эгоистична для этого.

Потягивая белое вино, она попыталась придумать достойное оправдание для своего жениха и решила объявить, что Ричард неожиданно скончался.

– Это случилось так внезапно… – промолвила она трагическим шепотом.



Охотница - умная и расчетливая героиня, повидавшая много чего в жизни. Свое прозвище она заслужила после успешных побед над самыми опасными чудовищами, обитавшими в разных уголках планеты. Охотница, прежде всего, ищет выгоду для себя-любимой, поэтому соглашается на работу телохранителем не просто по "доброте душевной", а для того, чтобы в итоге вручить наших путников в руки злодеев, дабы получить от них заслуженную награду - копье, которым можно убить кого угодно.

Про главных злодеев не хочу много говорить, потому что не могу сказать, что они меня впечатлили. Один - безмозглый, но наделенный силой, жаждущий на своем пути лишь одного - крови. Его брат - персонаж поумнее, но не достаточно для того, чтобы не быть обманутым. А наш "падший ангел" (к сожалению, не Люцифер) - что ж, достаточно неглупый герой, оказавшийся в заточении, но придумавший выход из этой неприятной ситуации - он составил план, благодаря которому должен был вернуться на небеса (но он недооценил ум одной девушки, из-за чего отправился немного не туда, куда расчитывал.

Люди думают, что главное — ударить посильнее. Но это неверно. Чтобы было больно, необязательно бить сильно. Главное — знать, куда бить.


Локация.

– Города, мистер Вандемар, очень похожи на людей, – торжественно объявил мистер Круп. – Мало кто знает, что таится глубоко внутри.


Не исключаю вероятности того, что могу быть немного необъективной, т.к питаю особую любовь к городу, в котором развиваются события - Лондону. Верхний и Нижний Лондон играют важную роль, создавая порой мрачную, а порой и более светлую атмосферу в произведении. Заметно, что писатель любит этот город, с одной стороны он развевает некоторые стереотипы о Лондоне, но в то же время не старается его идеализировать - в общем-то, ему это и не нужно, ведь города любят не только за красивую картинку - их принимают со всеми недостатками. Описания Лондона, отсылки к станциям метро и улицам города меня только радовали (а их было немало, можете мне поверить). Единственное, что мечтало мне при прочтении - то, что все примечания были помещены в самый конец книги, поэтому каждый раз, видя звездочку над словом приходилось листать в конец, чтобы прочитать примечание.

Три года жизни в Лондоне не изменили Ричарда, хотя сам город он стал воспринимать иначе. По книгам и фотографиям Лондон представлялся ему серым, даже черным, а оказалось, что он яркий, разноцветный. Красный кирпич, белый камень, алые автобусы, толстопузые черные такси (которые оказывались вовсе не черными, а золотыми, зелеными и коричневыми – чем сперва ужасно его удивляли), ярко-красные почтовые ящики, зеленые парки и кладбища.
В этом городе исконно древнее и возмутительно новое теснят друг друга – не нагло, но без всякого почтения. Это город магазинов и офисов, ресторанов и домов престарелых, парков и церквей, памятников, которые никто не замечает, и дворцов, совсем не похожих на дворцы; город неповторимых районов с удивительными названиями – Кроуч-энд, Чолк-фарм, Эрлс-корт, Марбл-арч. Шумный, грязный, радостный, беспокойный город, который живет туризмом и презирает туристов; город, в котором средняя скорость движения ничуть не выросла за последние три столетия, несмотря на пятьсот лет лихорадочных попыток расширить улицы и помирить пешеходов и транспортные средства (будь то телеги, экипажи или автомобили). Город, населенный (и перенаселенный) представителями всех рас, всех социальных слоев и самых разнообразных вкусов и пристрастий.


Надеюсь, моя рецензия смогла помочь вам определиться в выбором: стоит ли "Никогде" вашего внимания или же нет. И напоследок:

Вернуться нельзя. Можно жить или тут, или там. Никто не живет в двух мирах сразу.