Больше рецензий

4 августа 2018 г. 19:07

635

4 Личность или коллектив?

Послевоенное время. В выпускной 10-й класс приходит новый учитель. Хотя класс и считается трудным, Константину Семеновичу практически сразу удается завоевать авторитет, сделав упор на инициативность и самостоятельность учениц. Именно учениц, так как это экспериментальный класс школы им. К.Д. Ушинского, где практикуется раздельное обучение мальчиков и девочек.
Мне, как педагогу, в какой-то мере близка педагогическая теория, к которой то и дело прибегает автор.
Но все же основное место занимают личности девушек и их жизнь. К концу романа у меня сложилось довольно-таки подробное представление о каждой из них.
Ориентируясь на современную школу, многое устарело. Если в наше время уделяется внимание формированию индивидуальности личности, то здесь мы видим, к каким последствиям привело противопоставление себя коллективу одной из девушек. Меня неприятно поразили радикальные меры ее исключения из коллектива, да еще и с молчаливого согласия классного воспитателя. Постулат, что сам по себе человек ровным счетом ничего из себя не представляет, в наши дни кажется абсурдом.
Но в то же время понимаешь, что и знания в советской школе были глубже, и коллективы сплоченнее и уважение к учителям было гораздо сильнее. А чего только стоят общеколлективные усилия в борьбе за успеваемость!
Думаю, что этот роман по праву признан одним из лучших произведений о школе советского периода.