Больше рецензий

17 июля 2018 г. 15:34

1K

4 "Страстей подать мне! Да побольше!.."

картинка missis-capitanova

Мое чтение романов Гончарова напоминает поездку на поезде дальнего следования. Например, "Москва - Владивосток"... Мы медленно, никуда не спеша, отчаливаем от станции отправления, по пути развивая необходимую скорость. Но вдруг вдали замаячит станция и скорость сбрасывается до минимума и на вокзал мы еле-еле вползаем. Потом снова набираем, разгоняемся и снова сбрасываем. И так целую неделю... Точно так же я читаю романы Ивана Александровича - долго пытаюсь настроиться на них, притереться с ними, пока на читательском горизонте не замаячит интерес. Я развиваю скорость и стремительно влетаю в сюжет. До поры до времени - пока в нем не появляется (а она обязательно появляется!) своеобразная "станция", которая сбрасывает взятый мною темп и на какое-то время даже вынуждает повременить с чтением... Пересилив себя, продолжаю чтение и снова все входи в колею - живо, стремительно, проворно. Но только чтобы рано или поздно снова встретиться с очередной "станцией"... Так было в своем время с "Обломовым" и так вышло и с "Обрывом"... Но несмотря на подобные перипетии роман оставил после себя скорее положительные читательские эмоции и удовлетворении от того, что не глядя на обилие "станций" наш состав таки дошел до пункта назначения, ведь оно того стоило!

Сюжет. Несмотря на кажущуюся на первый взгляд простоту, сюжет таит в себе многое. Вроде как есть такой себе озорной повеса Борис Павлович Райский и автор покажет нам историю его неоднократных влюбленностей, мелких страстей и творческих мытарств. Начав чтение, я даже слегка испугалась того, что задумка может оказаться такой банальной и поверхностной. Но за этой историей, за судьбами главных героев можно рассмотреть прекрасные зарисовки того исторического периода, существующие в обществе устои, обычаи, бытующие мнения и предрассудки. Читая, нередко ловишь себя на мысли о том, что рад тому обстоятельству, что тебе не довелось жить в ту эпоху и быть частью того общества...

Герои. Гончаров - прекрасный рассказчик и герои из-под его пера выходят яркие и живые. Они - воплощение и олицетворение своего времени, в каждом из них живет частичка эпохи и все вместе в совокупности они дают нам полную картину русской жизни в период второй половины XIX века. Какими бы по своей сути не были герои, но равнодушными они Вас точно не оставят! Хочется буквально пару слов сказать о ключевых фигурах этого романа чтобы показать какими я восприняла их и какими врезались они в мою память.

Борис Павлович Райский. Бездельник, балабол и барчук. Вращается в кругах столичной «золотой молодёжи», пишет картины, немного музицирует, сочиняет роман о жизни. А по сути не занимается ничем толковым. Ни одно дело не доводится им до конца. Холит и лелеет в себе чувство скуки и спасение от него видит только в одном - в страсти. Именно поэтому гормоны швыряют его от бедной девушки Натальи к кузине - вдове Беловодовой, от младшей сестрицы Марфеньки к старшей Вере... Свою страсть он навязывает всем вышеперечисленных девушкам и при том делает это так пошло, так настырно, что читать мне это местами были мерзко. Вообще, приблизительно 2/3 части романа мое отношение к Борису балансировало на грани ненависти и презрения. И только лишь в конце, когда он сбросил с себя это придуманное самим собой наваждение, я смогла увидеть в нем и кое-какие положительные качества, а в конце даже добродушно посмеяться над ним. Вообще же, по сюжету мне очень нравилось и казалось до нельзя точным выражение в его адрес бабушки "Ты, Борюшка, прости меня: а ты, кажется, полоумный!" и "Он урод, твой братец, только какой-то особенный урод!" То есть, все, что делает Райский хоть и бестолково, хоть и нелогично и даже глупо, но зла в том нет...

Очень сильно меня раздражало то, что разговоры Бориса Павловича в основном так и остаются разговорами и редко его слова переходят в дело. Хотя в некоторых его рассуждениях и есть рациональное зерно... К примеру, весьма похвальна его лекция кузине Беловодовой о том, как живут ее крепостные и о том, какое все таки зло это самое барское иго. Но за этими словами ничего не стоит, так как сам Райский тоже барин, у него тоже есть свои "мужики да девки" и он никак не стремится облегчить их участь. Даже нос в свое имение не показывает, а предоставляет всем управлять бабушке, человеку старого уклада, ярой стороннице феодализма! Или другое его рассуждение о том, каково несправедливо общественное мнение, которое применяет абсолютно разные подходы к оценке поведения мужчин и женщин и что то, что для мужчины считается нормой, женщину может погубить навеки... Все это красивые слова и не более... А на деле - сплошная лень и безделье, которое герой прикрывает своими "артистическими склонностями", причисляя себя без достаточных на то оснований к творческой братии... Берется учить жизни других, а сам то что умеет? Но печальнее всего то, что таких вот Райских сейчас - пруд пруди! Его образ нынче в ходу как никогда! Куда ни посмотри - все хотят философствовать, раздавать советы, учить других уму-разуму, проводить тренинги, семинары, вебинары и пр. - в общем, делать что угодно, лишь бы не работать! А языком молоть - это, знаете ли, не мешки ворочать!

Кстати, прочитав историю написания "Обрыва" можно найти определенные параллели между самим Райским с романом его жизни и тем, как тяжело писался Гончаровым "Обрыв"... Видимо, в образе Райского автор немножко увековечил сам себя...

Вера. Изначально она пленила меня. Мне хотелось танцевать от счастья, что мне попался в литературе такой нетипичный образ русской девушки - дворянки из глубинки. А то зачастую авторы рисуют таких барышень в духе Тургеневских девушек, а тут - характер, сила духа, стойкость, свободолюбие! И как оказалось грустно понимать, что все это не ее, все это взято ею себе, примерено на себя только потому что таким был человек, которого она любила... Вообще, в ситуации с Верой наглядно проиллюстрировано то, что женщины, сколько бы вокруг них не было достойных мужчин, всегда постараются выбрать наименее достойного и почему-то решить, что именно она сможет его изменить и именно ради нее он это ей позволит! И возложив на себя эту миссию, горько потом разочароваться, когда ее итогом станет полное фиаско... Забавно то, что как ни страдала Вера от ухаживаний Райского, от попыток добиться ее расположения и проникнуть в ее тайны, с Марком она ведет себя точно так же. Она забывает о том, что бранила за этого своего кузина и выбирает ту же самую линию поведения, говорит те же фразы, выдвигает аналогичные требования...

Марфенька. Девушка - праздник, девушка - цветок. Она живая, бесхитростна, романтичная. Сколько бы ей не было лет, она останется такой же веселой хохотушкой, которую искренне радует и восхищает все вокруг нее. Мне кажется, что Викентьев и она - прекрасная пара. Я так и вижу ее хорошей женой и матерью почтенного семейства и хозяйкой ухоженного, процветающего поместья... Я внутренне торжествовала, когда она осталась глуха к попытке Райского разжечь в ней ту самую пресловутую страсть!

Татьяна Марковна. Ооочень колоритный персонаж. И вот вроде бы понимаешь, что она - архаизм, пережиток прошлого, поборница феодализма и всевозможных традиций и обычаев, но тем не менее симпатизируешь ей. Это тот случай, когда, как говорится, старый конь борозды не портит... Она - центр той Вселенной, вокруг вращаются все члены этой семьи. Она словно некий столп, стоящий на страже интересов своей семьи, болеющий душой и телом за каждого из домочадцев. Да, Татьяна Марковна местами строга, местами деспотична, через чур властна, но все это исключительно из желания защитить и уберечь... И как бы не подкосила ее история падения Веры, как сильная женщина она смогла воспрянуть духом сама и вдохнуть жизнь в свою внучку. Эта женщина просто не может не вызывать восхищения!

Марк Волохов. В романе олицетворяет якобы человека нового уклада и нового времени. А по сути - человек -пустышка. Такой же как и Райский - диванный философ. При чем, философия у него иногда бывает двойственная: например, он всячески склоняет Веру к свободной любви, не обремененной узами браки, и в то же время с презрением вспоминает тех женщин, которые в свое время приняли подобное его предложение... Поэтому, как видим, всем его убеждениям грош цена. Чем он смог околдовать Веру - для меня загадка, так как на мой вкус он ничего из себя не представляет. Хотя с другой стороны, Вера и Марфенька жили в деревенской глуши и полной изоляции и выбор в кого влюбиться у них был невелик. Они в отличии от множества героинь русских классических романов не выезжали в свет, в их честь не устраивались балы и приемы... Поэтому большого выбора кому отдать свои руку и сердца они не имели...

Помимо этих героев хочется акцентировать свое внимание на таких персонажах как дворовая девка Марина и жена учителя Козлова Ульяна. Вот вроде бы тоже они каждая по-своему совершают падение - еще и похлеще Вериного, но из-за отличий в их социальном положении разгульная жизнь Марины и Ульяны воспринимается совсем иначе - кто-то удивленно пожмет плечами, кто-то ухмыльнется, а кто-то вообще никак не отреагирует - мол, дворовая девка и жена уездного учителя - что с них взять. То ли дело барыня! Хотя все они женщины, сложены одинаково, мыслят схожими категориями, стремятся к любви.. Вот только понимают ее по-разному... А общество судит их далеко не одним и тем же мерилом...

Произведения Гончарова на фоне остальной русской классики для меня отличает также наличие юмора. В некоторых местах я, сдерживаясь, хохотала вслух. Например, каждый раз, когда в сюжете появлялась Полина Крицкая! Или когда в финальных сценах Райский, не начав толком свой роман, решает удариться в скульптуру! Тонко, иронично, ненавязчиво, но так удачно получается шутить у автора над своими героями!

Развязка. Я искренне благодарна Гончарову, что он сделал финал таким, каким он есть: что он не дал Вере повторить ошибки многих героинь русской классической литературы и сломя голову бросится за своим соблазнителем; что он оставил нам надежду на то, что у Веры и Тушина все еще может получится; что Райский излечился от своей безумной страсти и, несмотря на всю свою ветренность и легкоувлекаемость, странствуя по свету, не забыл, что за ним стоят и горячо зовут к себе три фигуры: его Вера, его Марфенька и бабушка...

Вообще, конечно же, роман можно воспринимать по-разному и смотреть на основную его идею тоже под различными углами: кто-то увидит в нем борьбу старого и нового; кто-то - страсть как мощную движущую силу... А для меня после прочтения и размышления над характерами его героев, главной мыслью стало то, что все их беды и горести происходят от одного- от обилия свободного времени, от безделья, от того, что маются и не знают, чем себя занять... В романе есть прекрасная мысль, высказанная Аяновым, с которой нельзя не согласится:

"... Страсти мешают жить. Труд — вот одно лекарство от пустоты: дело!.."

Книга прочитана в рамках 70-го тура игры "Борцы с долгостроем" и 1-го тура игры "KillWish"
26/30