Больше рецензий

15 июля 2018 г. 16:26

275

5 Ты лишь часть его коллекции…

Роман впервые был опубликован в 1963 году и это произведение стало первым в творческой деятельности Джона Фаулза. Книга, ставшая бестселлером среди читателей, прославила автора на долгие годы.
Сюжет разворачивается вокруг молодого юноши – Фредерика Клегга. Одинокий парень, служащий клерком в муниципалитете. В свободное время увлекается коллекционированием редких экземпляров бабочек. Герой влюблен в одну девушку – Миранду Грей, студентку художественного училища. Он понимал, что недостаточно умен, не богат и что не сможет ее ничем заинтересовать, ведь единственное его хобби – это бабочки. Ему остается лишь восхищаться ею на расстоянии.
Но судьба дарит ему шанс что-то изменить в своей жизни. Клегг выигрывает большую сумму денег на скачках и понимает, что хочет в свою коллекцию не просто бабочку, а Миранду Грей. Он убежден, что, узнав его поближе, она полюбит его.
В первой части книги рассказ ведется от имени Клегга. Мы узнаем, что после выигрыша герой увольняется с работы, покупает дом в сельской глуши и продумывает план по «переезду» Миранды к нему. Похитив девушку, он перевозит ее к себе и поселяет в подвале, оборудованном всем необходимым для жизни. Он считает, что только таким способом сможет влюбить ее в себя.

«Он настолько ординарен, что это делает его неординарным».

Изначально Фредерик кажется нам скромным, неуверенным, тихим, который не способен на поступки. Но Клегг видел неравенство в обществе и осознавал собственную незначимость. Именно это и толкнуло его на преступление, являющиеся попыткой самоутвердиться.
Фредерик Клегг – человек, чья душа изуродована из-за «мещанского мира», в котором он вырос. У него есть свои принципы, убеждения, свои страхи, свои маленькие идеи, которые он не может воплотить в силу убогости своего внутреннего мира. В изображении Фаулза, Клегг – безнравственное существо, пустое и темное, заключенное в человеческую оболочку.
В противоположность главному герою выступает Миранда Грей – жертва иллюзий и мечтаний Клегга. Её мир живой и прекрасный, полный радости и ярких красок. Рисуя картины, девушка таким образом общается с внешним миром. Она не оставляет попытки выбраться на волю и освободиться от оков этого человека. Даже оставаясь в заточении, Миранда способна чувствовать, переживать, мечтать и отстаивать свои взгляды на мир. По воле судьбы она попадает в мир мрачного, замкнутого маньяка-убийцы, в котором творческая личность жить не в состоянии.

«Он – коллекционер. Коллекционерство – огромное мертвое нечто, заполняющее всё его существо».

Противопоставление героев происходит на протяжении всего романа. И если Миранда многогранная и сложная личность, что свидетельствует о внутреннем её развитии. То Клегг наоборот деградирует, его речь неинтересна, проста, словарный запас ограничен. А мир он делит на «плохое» и «хорошее», «правильное» и «неправильное».
Подводя итог, не могу сказать, что книга мне понравилась. Произведение получилось угнетающим и тяжелым, а история в нем рассказанная суровой и безрадостной. Этот роман – своеобразное философское видение автора на тему социального неравенства. В ходе прочтения возникает главный вопрос: «Как настолько разные люди смогут выжить в одной среде, находясь рядом друг с другом?».
Джон Фаулз дает ответ на этот вопрос, показывая и раскрывая характеры героев через их поступки, подробно описывая внутренние переживания, мысли и чувства. Изображая противостояние двух миров: Миранды – мир прекрасного и светлого и Клегга – мир, полный жестокости и зла, автор показывает межличностный конфликт разных по своей сущности людей.
Он – коллекционер. Она – экспонат в его коллекции. И он хочет смотреть, как её жизнь превращается в смерть.