Больше рецензий

13 июля 2018 г. 00:16

3K

5 Герман Гессе - Игра в бисер

В последнее время у меня напрочь исчезло желание писать о прочитанных книгах, но ради такого произведения как «Игра в бисер» можно стиснуть зубы и выдать несколько абзацев о том, что представляет собой эта книга и какое впечатление она произвела на меня. Потому что она гениальная – и это ничуть не преувеличение.

«Игра в бисер» – это, без сомнения, главное произведение в жизни и творческой деятельности Германа Гессе – нобелевского лауреата из Швейцарии, которое он писал в течение 11 лет, а после больше не создал уже ничего значимого (хоть и прожил ещё 20 лет после окончания рассматриваемого нами романа).

Действие романа происходит в будущем (спешу расстроить – никакие аспекты технологического прогресса в тексте не отражены) в Касталии – вымышленной провинции, в которой воспитываются и проживают лучшие умы человечества. По сути, это – своеобразный интеллектуальный монастырь (не зря же именно с католическим орденом и проводится параллель в самом тексте), доступ в который извне сильно ограничен. Именно «в стенах» Касталии и была создана игра в бисер – главное достижение самых выдающихся учёных описываемой эпохи. Собой она представляет мастерство записи всех основных наук и переплетение их между собой с помощью одного новоизобретённого языка.

Главный герой «Игры в бисер» – Йозеф Кнехт. На страницах произведения мы проживем вместе с ним всю его жизнь – с самого детства, когда он только ещё готовился получить приглашение в одну из элитных школ Касталии, и до момента его нелепой смерти в уже пожилом возрасте.

Главная проблема, поднимаемая в романе – это оторванность науки и культуры от «реального» мира. Должны ли оба эти явления в первую очередь служить широким народным массам, или же они должны развиваться сами в себе, совершенствуясь всё больше и больше, но, в то же время, всё больше и больше отдаляясь от этих самых народных масс? Может ли существовать культура ради культуры, а наука ради науки? Должны ли учёные и художники служить, в первую очередь, человечеству или же наукам и культуре?

Рискую высказать непопулярное мнение, но, на мой взгляд, произведение ярко демонстрирует то, что бывает, когда человек науки (или культуры) жертвует себя в угоду обывателям. Ну да, своей гибелью он, возможно, и наставит на путь истинный сына Дезиньори. И то – не факт, так как с годами даже столь сильное потрясение изгладиться из памяти и не будет иметь столь сильное влияние, тогда как никаких практических знаний Кнехт ему передать не успел. И была ли эта жертва не бесполезной? Пожалуй, нет: оставшись в провинции, он мог бы передать свои знания десяткам и сотням новых учеников, тогда как «уйдя в мир» он просто-напросто унёс все свои знания на тот свет. Поэтому я не понимаю тех людей, которые видят в этой книге призыв к тому, чтобы наука и культура ориентировались, в первую очередь, на широкие человеческие массы. По-моему, «Игра в бисер» явно демонстрирует то, что не наука и культура должны стремиться к людям, а люди – к ним.

Как бы то ни было, «Игра в бисер» – это потрясающая и глубочайшая книга, которую я прочёл с огромнейшим удовольствием – даже несмотря на абзацы длиной в несколько страниц (видимо, это – особенность немецкоязычной литературной школы 20 века). Если вам нравится задумываться о прочитанном, а не пробегать книгу за книгой, то я вам однозначно рекомендую шедевр Германа Гесса. Да и остальным тоже.

Герман Гессе - Игра в бисер