Больше рецензий

s_pumpkin

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

10 июля 2018 г. 15:53

2K

5 m.A.A.d town

Недавний выпускник педагогического института попадает по распределению в провинциальный городок России начала XX века, где сталкивается с косностью, узколобостью и прочими прелестями зашоренной жизни. Так можно кратко охарактеризовать начало самостоятельного профессионального пути Федора Сологуба и одновременно описать завязку его второго романа «Мелкий бес», где главный герой Ардальон Борисович Передонов все же уже заступил за границу, отделяющую нормального человека от среднестатистического жителя этого безымянного городка, и страница за страницей сходит с ума. Перед читателем предстанет целая галерея отупевших фриков, среди которых одновременно опасливо и самонадеянно вертится Ардальон Борисыч, жадно ожидая протекции для повышения по службе, которое из предмета гордости рискует превратиться в повод для жестоких насмешек. Одновременно с этим развивается сюжетная линия «заоблачных мещан», гимназиста Саши подростковых лет и сформировавшейся девицы на выданье Людмилы, которые на свой манер стараются найти выход из запотевшего мира условностей и бесцельной хандры. Но вывезет ли хоть кого-то Русь-тройка за пределы территории обрюзгшей Родины, если разруха царит в головах?

Роман Сологуба по сути написан на стыке столетий, поэтому находится в промежуточном положении между литературой Золотого и Серебряного века. История маленького человека, картины провинциальных грехов всегда были традиционными мотивами для российских писателей. Каркас «Мелкого беса» стоит на мертвых душах как в смысле гоголевского наследия, так и в отношении обитателей городка. Но здешний алкатель форменной шинели не жалок и отторгнут обществом, отчего двигается по фазе, как это было принято в прозе прежних лет. Передонов – один из самых видных женихов округи, на которого зарятся не обладатели своеобразных пороков, а все как одна тупые, испитые рожи, чьи тела искусаны блохами. Такая смена тональности связана с упадническими настроениями, царившими во время написания «Мелкого беса», эпоха декаданса брала свое не только в питерских салонах, но и во взглядах писателей на все происходящее в современной им России. Поэтому из атмосферы романа выкачали весь гуманизм и надежду на светлое будущее, оставив тараканью возню и безмозглое существование день за днем. На этом фоне сумасшествие Передонова выглядит особенно жутко, потому что подстегивается поведением людей, которые в другой системе моральных координат должны быть опорой (возлюбленная и лучший друг), но здесь и сейчас жестоко издеваются над главным героем, провоцируя паранойю, сами получая от этого садистское удовольствие.

Неудивительно, что при публикации романа автор получил много язвительных стрел в свой адрес, о которых он и рассказывает в предисловии, кстати, содержащем спойлеры по поводу развязки. Довольно распространенной в России всех времен является позиция, согласно которой рожа крива исключительно у автора, а вот общество всегда наряжено в белое пальто. Обывателям сложно признаться в реальности творящейся фантасмагории, согласиться с тем, что многое у нас дурно, грязно, мерзко. Подобный ход вещей за прошедшие сто лет ничуть не изменился, если почитать хронику провинциальной криминальной России, где по пьяной лавочке муж насмерть забьет жену, студентка отомстит новой девушке бывшего изнасилованием лейкой от душа, а живодерки проводят досуг за издевательскими убийствами животных. Но вопрос «А ты что, не патриот?» услышит только тот, кто ставит под сомнение благополучие страны. Кажется, что сологубовская недотыкомка передается из поколения в поколение, все так же скаля зубы и неся разрушение человеческим душам. Но не только с помощью неведомого существа-соседа белой горячки автор переходит от сурового реализма к модному во времена Серебряного века символизму. Бал-маскарад, ставший кульминацией для романа, смотрится сатанинской мессой, где главная роль отведена персонажам побочной сюжетной линии – Саше и Людмиле.

Старания встать над толпой, отдавшись язычеству с его культом обнаженного тела вместо пресных религиозных холопских норм, а также довольно рискованное заигрывание с половой идентификацией и переодеваниями гимназиста в гейшу, изображенные Сологубом, больше отдают затхлостью и извращенным интересом, чем действительными желаниями что-то в серых буднях изменить. От семейства резвых девчат веет девственницами-самоубийцами, а любые поступки все равно приведут к передоновщине. Ведь не просто так отношения Людмилы и Саши постепенно походят на связь Ардальона и его сожительницы Варвары – Саша со временем позволяет так же колотить девушку и оскорблять ее. Все потому, что любые чувства в условиях, изображенных Сологубом, отупеют и обретут налет грязи и пошлости. Так же как и изысканное развлечение, маскарад, сведется к банальной пьянке и драке. Так что дорогой читатель, если ты живешь в окружении злобных мещан, где на каждом углу лишь своры, склоки и удовольствие от страданий других, скорей бери билет с открытой датой, а то недотыкомка наверняка ищет себе новую жертву.

Прочитано в рамках "Долгой прогулки -2018". Команда "Тишь, угар и содомия (и король)".