Больше рецензий

18 июня 2018 г. 18:43

279

4 Нельзя жить, когда мир стал стеклянным яйцом, в котором идет снег

Не удивлюсь, если окажется, что норвежскую литературу я читаю впервые. О Скандинавии, кроме ставших популярными скандинавских детективов, мне известно мало что. Поэтому вдвойне интересно было выбрать именно этот роман для знакомства со страной, тем более в такое непростое время - 1912 год, мир уже в преддверии войны. Эта тема иногда проскальзывает в разговорах героев: страх в ожидании, мысли о том, что Норвегию это не затронет, неверие в приближение войны.

Вилфред Саген... Ему 14 лет, он живет в хорошей семье, получает надлежащее образование, разбирается в искусстве, играет на фортепиано. Что скрывается за внешней воспитанностью, учтивостью и догадливостью мальчика? О чем догадываются его мать, тети и дяди, школьные учителя? Сомневаюсь, что обо всем происходящем в голове Маленького Лорда, скорее, это он всё понимает: подмечает, угадывает. Не ребенок, а загадка.

Несмотря на то что я уже прочла книгу, я так и не смогла полностью понять Вилфреда. В романе столько, как мне кажется, скрытых смыслов, что за раз их все и не разберешь. Довольно часто приходит мысль, что Борген изобразил мальчика слишком взрослым, не всегда получается поверить, что детскую голову посещают такие сложные мысли. Несомненно, он очень умный и сообразительный, но, читая, я представляла ребенка постарше.

Кто-нибудь виноват, что ребенок растет таким? Ему претит жизнь его семьи - в довольстве, в чинном и благородном проведении семейных обедов с одними и теми же беседами, где родственники, притворяясь, играют свои роли. Он совершает поступки - почти всегда хорошо обдуманные - которые ограждают его от семьи, делают его чуждым ей. Я думаю, что основная причина такого поведения - отсутствие отца. Никакой дядя не может заменить Вилфреду отца, отец - это загадка, которую мальчик пытается разгадать. Похоже, будто мальчик сам стремится стать такой же загадкой для остальных, какой стал для него отец, чей портрет висит на стене в его комнате. Неспроста он стремится узнать хоть что-то о других отцах, о чужих отцах. А после рассказов матери он наконец знакомится со своим отцом, ему кажется, что он его понял.

Казалось, отцы несут на себе бремя какого-то проклятья и безмолвно перекладывают его на детей в виде чувства вины.

Отмечу прекрасный слог автора: читать книгу было легко и приятно. Очень рада, что довелось познакомиться с этим произведением норвежской литературы. Пока не знаю, продолжу ли чтение, или Маленький Лорд останется для меня таким, каким я с ним простилась на последней странице книги. Почитывая предисловие к книге, я краем глаза успела увидеть, чем трилогия закончится, так что пока лучше, чтобы в голове немного это затуманилось. Как образец хорошей прозы книгу советую.