Больше рецензий

6 июня 2018 г. 22:58

1K

4

Очень трудно в наше время высказывать своё мнение. На него тут же начинают нападать и топтать ногами. Я знаю заранее, что очень многие с ним не согласятся. Мне приходится защищать его, прикрывать обеими руками вместо того, чтобы показать со всех сторон. Для меня же чужое оригинальное мнение – то же, что живое растение. Пишу так, как хочу. Для себя. Десять человек всегда это прочтут.


Всегда существовали, существуют и будут существовать личности, живущие вне государств, систем и правил. Зачастую понять их невозможно. Некоторых людей философия «Я – гражданин мира, а не конкретного государства» раздражает, других – вдохновляет. Автобиографичная книга «Один в океане. История побега» как раз написана таким особенным человеком – Станиславом Васильевичем (Славой) Куриловым.

картинка valeriyaveidt

На фотографии: Слава Курилов занимается йогой
(источник фотографии находится здесь)

В личной истории советского океанографа больше всего меня поразила не столько его дерзость, сколько парадоксальность ситуаций, в которых оказывался главный герой.

Парадокс 1. Лайнер «Советский Союз», с борта которого Курилов прыгнул в открытый океан, имел достаточно интересную историю. Дело в том, что паротурбоход был построен в Гамбурге и спущен на воду в 1922 году. В марте 1945 года во время эвакуации Восточной Пруссии океанский лайнер подорвался на мине и затонул. Однако в 50-е годы судно подняли и произвели восстановительный ремонт. Автор книги утверждает, что в военное время судно носило имя «Адольф Гитлер», однако исторические документы опровергают сей факт. Как бы то ни было, побег Славой Куриловым был совершён на лайнере «Советский Союз», имевшим в действительности немецкое происхождение.

Я думал, что сам руковожу своей судьбой. Мне казалось, что я капитан своего корабля, и могу вести его, куда захочу. Но мой корабль почти всегда разбивался о препятствия чужой воли, и я понял, что я только гребец. Я страстно хотел быть свободным, но на самом деле был прикован к своему веслу жизнью, работой, государством.


Парадокс 2. Путешествие на лайнере, в которое отправился Курилов и многие другие советские граждане, предполагало отплытие из Владивостока к экватору и обратно. Внимание – без заходов в иностранные порты! То есть весь тур проходил на палубе и в каютах судна.

Нельзя сказать, что меня гнали прочь политические причины. Я чувствовал, что советская власть – это скрытое зло, и оно в той или иной мере присутствует во всём, что окружает меня. У меня было две возможности – изменить мир или изменить себя. Мои друзья диссиденты занимались первым, мои друзья христиане, йоги, буддисты – и я вместе с ними – пытались изменить себя.


Парадокс 3. Курилов оказался настолько удачливым беглецом, что поначалу мне даже не верилось в правдивость рассказанной им истории. Слава сумел преодолеть вплавь свыше 100 километров, продержавшись на воде трое суток без еды и воды. Поражает! Однако больше всего меня удивило удачливое для беглеца стечение обстоятельств: в рубке капитана Курилов случайно увидел карту и понял место нахождения судна, раз; случайно познакомился и подружился с девушкой-астрономом, научившей Славу разбираться в созвездиях южного полушария, два; беглец случайно не убился, прыгнув с 14-меторой высоту в воду под винт судна, три.

С этой минуты я, слабый человек, бросаю вызов государству. В моей жизни никогда не было момента, равного этому по важности.


Прочитав автобиографическую книгу С. Курилова, я задумалась: кого из героев он мне напоминает? Снова и снова я возвращалась к этому вопросу. Однако ответ пришёл только сегодня. Точно! Слава Курилов – русский Маленький Принц, которому тесно в пределах планеты Советского Союза. Более того, философия сказочного персонажа парадоксально схожа с философией жизни океанографа Курилова.

Родителям хотелось видеть меня дипломированным инженером. Только я один знал совершенно точно, что никогда не стану не только дипломированным инженером, но и по-настоящему взрослым человеком.

Комментарии


Внимание – без заходов в иностранные порты! То есть весь тур проходил на палубе и в каютах судна.

Вот именно! Без заходов в иностранные порты! Чтобы там кто-нибудь, не дай Бог, под шумок не сбежал. Лайнер даже не приближался к берегам других государств, чтобы люди случайно, стоя на палубах, не увидели, как и кто там живет. И даже не интересовались, что есть какая-то еще жизнь за бугром. Небывалая паранойя!
А чего же так, если в СССР такой рай был, как тут пишут читатели?! Бесплатное жилье, путевки в санатории, детские лагеря, стабильность и трудоустройство, ароматная докторская колбаса и качественное сливочное масло за сущие копейки... Отчего такой параноидальный страх, что люди сбегут из этого "рая"?


Ну мало ли, вдруг наших сограждан извратит зарубежье! Этого нельзя допустить ни в коем случае! :)

Боюсь, в сегодняшних реалиях книга Славы Курилова может вновь оказаться очень актуальной, а его диссидентские взгляды стать как никогда понятными.


Да, именно. Железный занавес все ниже и ниже. Гулаги шепчут. Запах совка и рабства как эталон великоросской духовности все отчетливее чуется. Эта книга актуальна на все времена: и на редкое десятилетие свободы и на период нового концлагеря. Возможно, вскоре у нас появятся новые герои. Конечно, не такие как Курилов, но похожие, потому что как бы нас ни делали рабами и ни затыкали рты, но превратить нас в Северную Корею со стопроцентным послушанием все равно не получится.