Больше рецензий

feny

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

21 мая 2018 г. 19:25

509

3.5

Послевоенная страна. Прошло два года - Днепрогэс восстановлен, карточки отменили, цены снижают и, - мороженое уже по «трояку».

Послевоенная деревня - с хлебными обозами, сепараторами, уполномоченными. Деревенские жители, льющие под яблони керосин и забивающие в них медные гвозди, чтобы дерево засохло, режущие крупный рогатый скот – все, чтобы уйти от налогов. Трудодень – 15 копеек и 100 г зерна.
Молодежь, у которой на уме только одно – как бы деру дать из деревни. Тот же Димка, главный герой, уехавший в Москву учиться.

Послевоенная Москва - островок посреди моря беды. Красивые гастрономы, не видят и не знают москвичи что не все так ладно в стране, как пишут в газетах. Расслоение по социальному, а отсюда и имущественному принципу, наверное, большее, чем в деревне, хотя и не настолько видимое на первый взгляд. Нужно заглянуть лишь немного глубже, в заулки.

Страна, которая радуется окончанию жесточайшей войны (и есть чему радоваться!) – трусливо пытается спрятать где-то на задах столицы страшное ее наследие: инвалидов, искалеченных и физически, и духовно, тщась показать или доказать (кому, зачем?) что в послевоенной прекрасной уже хотя бы тем, что она мирная, жизни все просто замечательно. А они, добившееся этой жизни, положившие на ее алтарь (не думаю, что здесь это пафосно) собственное здоровье – ненужный и отработанный материал. В лучшем случае, их нужно изолировать от нового здорового общества, в котором все должно быть красиво хотя бы внешне.

Отдаю должное картине исторического фона, исторических зарисовок послевоенной страны. Буквально физически ощущаешь атмосферу эпохи, ее дыхание. А вот дальше пойдут уже негативные впечатления. Произведение оказалось настолько неравноценным, что я долго сомневалась в количестве выставляемых звездочек.

Все что касается сюжета о взаимоотношениях Димки и преступного мира, а также связи его матери с немцами - слабо в литературном плане. Не считаю их нежизненными или недостоверными, но здесь они шаблонны и клишированы до примитива. Все банально и изжевано уже тысячи раз.

Заключительные страницы еще и фальшивы. Пусть будет спойлер, но смерть Гвоздя не вызвала у меня тех эмоций (жалостливых, слезливых), на которые автор явно рассчитывал и не потому что я сухарь. Должна признать, что образ Гвоздя был интересен и масштабен, - до этих финальных страниц.

Когда я вижу, что автор загоняет своих героев в ситуации, где нет явного выхода, всегда любопытно наблюдать, как же он вывернется в конечном итоге, что предложит мне, как читателю. Нестандартный выход приветствую, - это говорит о таланте и даровании. Здесь не сложилось.