Больше рецензий

Shellty

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

13 мая 2018 г. 18:29

6K

1

Есть причина, по которой я предпочитаю contemporary YA всем его фэнтези- и сайфай-альтернативам.
Причина эта состоит в том, что авторы фэнтезийного янг эдалта в большинстве своем прописывают персонажей по принципу "надела все лучшее сразу", теряют любые берега и всякое чувство меры, и вместо персонажа читатель получает скверно вырезанную картонную фигурку, слепяще-глянцевую от всех невероятных достоинств разом - и при этом абсолютно одномерную.
To Kill a Kingdom - образцово-показательный пример как раз того, как с персонажами работать не надо. И с сюжетом. И с языком. И вообще лучше бы этой книжке остаться ненаписанной.

В правом углу ринга у нас Лира - дочь бессердечной Морской Королевы, наследница морского престола, безжалостная убийца, неутомимая охотница и просто красавица (не темная, но прекрасная и ужасная как рассвет! коварная как море! могучая, как сама земная твердь!).
По давно сложившейся в морском королевстве традиции, сирены охотятся на людей и забирают их сердца (в буквальном физическом смысле, не в переносном романтическом), но Лира - будучи лучше (быстрее, выше, сильнее) любой другой сирены - выбирает в качестве добычи только принцев. Юная наследница трона называет себя Princes' Bane
картинка Shellty
и - по ее собственным словами - murdered countless [other] princes (элементарные подсчеты показывают, что убитых принцев было семь. но то ли в морском королевстве считают по принципу "один, два, много", то ли автор по ходу сюжета малость увлеклась и забыла, с чего книга начиналась).
При этом Лира - эпитомия ангстового подростка, занимающегося селф-хармом, потому что мир жесток и никто ее не понимает (только вместо лезвий она обкладывается жалящими медузами, и я сейчас абсолютно серьезно).
Также юная Погибель Принцев хворает болезнью, поразившей бессчетное количество Сильных Женских Персонажей (тм) до нее. Я называю это "синдром Дейнерис": когда Сильная Женщина (тм) настолько Сильная, что разум, здравый смысл, способность адекватно оценивать свои силы/трезво рассуждать и прочие ненужные рудименты автоматически заменяются на Атрибуты Силы (i.e. гонор, высокомерие, хамство, умение вставать в позу, упирать руки в боки и повышать голос по принципу моськи, лающей на слона). Чтобы никто не усомнился в том, какая она Сильная, вы понимаете.

С противоположной стороны у нас Элиан, наследный принц самого, возможно, богатого и влиятельного королевства в цивилизованном мире. Элиан исключительно хорош собой, мужественен, дерзок, умен, проницателен, владеет 15 (прописью: пятнадцатью) языками, разбирается в тонкостях придворного этикета ста королевств, обольщает дам, непревзойденно фехтует, голыми руками борет морских монстров, виртуозно играет в карты и знает фигуры всех бальных танцев (возможно, он еще и пьет не пьянея!).
Но Элиан, конечно же, не такой, как все остальные принцы!
Он не хочет заниматься всеми этими скучными королевскими глупостями вроде управления государством, выслушивания прошений и дипломатических переговоров!
Элиан хочет быть отважным пиратом! Бесстрашным охотником на сирен! Бравым капитаном корабля!
(король потакает всем его прихотям и разрешает кронпринцу с пятнадцати лет (ведь именно в этом возрасте люди становятся капитанами кораблей на 200+ человек экипажа) пропадать в морях, не бывая дома по году и ежедневно рискуя своей жизнью. вместо того, чтоб, ну, знаете, учиться управлять королевством. на трон которого он однажды взойдет)
При каждом удобном и неудобном случае Элиан ноет и скулит о том, как он не хочет быть принцем. Как его ТЯГОТИТ его золотая королевская кровь. Какое невыносимое БРЕМЯ для него все это аристократическое наследие и как ГНЕТЕТ его перспектива взойти на трон.
Также Элиан при каждом удобном и неудобном случае норовит тыкнуть любого встречного в то, какой он ПРИНЦ и как его обязаны на основании его золотой королевской крови УВАЖАТЬ и оказывать ему почтение.
Маленький дерьмец хочет все привилегии, но никакой ответственности. Всю книгу буквально ждала, что кто-нибудь его в это омерзительное лицемерие мордой ткнет, но мне, конечно, хрен - гнусность его позиции была очевидна, по всей вероятности, только мне (авторше вот, например, не была).
По какой-то необъяснимой причине Элиан называет себя "пиратом", хотя ничего даже отдаленно нелегального и похожего на пиратство на борту его корабля не происходит. Вероятно, "пират" просто звучит круче, чем "рыбак" - хотя второе гораздо ближе к его реальному роду деятельности (с другой стороны, что я знаю о пиратах. я даже "Одиссею капитана Блада" в юности не осилила).

Если вас еще не замутило от персонажей (хотя должно было бы), давайте поговорим о сюжете немного.
По стечению обстоятельств и воле случая, протагонисты вынуждены стать unlikely allies в поисках мощного древнего артефакта, способного либо уничтожить одну из сторон многовекового конфликта "люди vs. сирены", либо наконец подарить им мир.
Структура книги один в один повторяет сюжетный каркас любой не очень качественной РПГ: партия выдвигается из точки А в поисках могучей вундервафли -> в дороге приключается и выполняет различные квесты -> находит вундервафлю в точке Б -> финальный босс-файт. Добавьте сюда очень сомнительную романтическую линию (химия? напряжение? нарастающая взаимная симпатия? осознание своих чувств? забудьте немедленно. между мной и моей микроволновкой химии больше, чем было между Лирой и Элианом), пару дурацких плот-твистов, плохую интригу - и voila, пожалуйста, вот вам To Kill a Kingdom.
Персонажи владеют информацией, которая удобна сюжету, и не владеют той, которая неудобна. Никакой логики в этом не наблюдается - Лира не знает ни одного человеческого имени, потому что "не считала нужным узнать что-то о людях", но при этом внезапно в курсе, что угостить другого выпивкой считается у людей знаком расположения. Не знает, что такое душ, но проявляет поразительную осведомленность в вопросах человеческих законов и экономики.
Логики, впрочем, не наблюдается не только там, а и во всем сюжете в принципе. Автор раскрывает какую-то деталь из прошлого героев только для того, чтобы через полстраницы примерно забыть о ней навсегда. Ничто не стыкуется ни с чем. Сюжетных дыр хватило бы, чтобы написать о них свою, отдельную книгу. В экипаже Элиана 200+ человек, но по именам называют только троих. Персонажи физически не в состоянии изъясняться нормальным человеческим языком и для общения 24/7 пользуются саркастичными бантерами (вероятно, читатель должен быть поражен их прытким остроумием и бойкой дерзостью. и читатель поражен, тут все честно сработало, без дураков. только не остроумием персонажей, а убожеством и нереалистичностью диалогов).

Быть может, если бы это была трилогия (упаси господь), то у автора бы оказалось достаточно времени на проработку мира, характеров и мотиваций.
Но в имеющемся виде это просто никуда не годится.
картинка Shellty

Комментарии


"синдром Дейнерис" - это мощно. И сразу всё понятно)
Как приятно читать хорошую рецензию на плохую книгу! Спасибо)


Высмеивание плохой книги в отзыве обычно выполняет роль целебной припарки, которую прикладываешь к полыхающему всему.
(а это была очень плохая книга)
ХОТЯ
Я вот сейчас вспомнила финал, в котором - спойлер алерт, я полагаю - Лира становится Морской Королевой. А Морские Королевы, приходя к власти, отращивают себе вместо рыбьих хвостов щупальца (не спрашивайте. MAGIC) и Лире было необходимо пройти ту же трансформацию. Но щупальца, ясное дело, фу, кого могут привлечь эти гнусные отростки. Поэтому (передаем слово Элиану):
"Eight broad onyx strokes stream from Lira’s curved body, more like wings than tentacles."
Больше, конечно, крылья, чем щупальца.
Восхитительные крылья.
И вот я вспомнила это - и веселюсь невероятно.
Так что, возможно, я погорячилась с единицей этой книге - вон сколько дней с прочтения прошло, а она все продолжает меня смешить.


Чё-то поржала с curved body. Важно напомнить читателю, что героиня, чай, не доска какая.
А вообще жаль, что Кристо решила крылья приделать. Щупальца - это брутально) Представляю Урсулу из диснеевской Русалочки. Вот была бы героиня!


прочитала ваш отзыв (который, кстати, в сотни раз лучше произведения Александры Кристо), но книгу все равно купила. теперь очень жалею, надо было вам поверить!


Каждый из нас когда-то попадал в чудовищную ловушку "надо проверить лично" и запрыгивал в хайп-трейн себе на горе. Крепитесь.


Повелась на хорошие отзывы знакомых о том, что эта книга чуть ли не young adult года и всё такое. Когда села читать, и мне с первой же главы не понравилось, то решила, что со мной что-то не так.
Ваша рецензия меня успокоила, спасибо!)


Как хорошо, когда у людей язык подвешен как надо, и они пишут такие классные рецензии )) Согласна почти со всем (а может, и без почти), разве что я была в благостном расположении духа, и оценка у меня не такая красная, но она стремится к покраснению с каждой минутой. Удерживает только то, что видала я и похуже.

Кстати, несоответсвие с количеством сердец это потому, что за маленьких сирен убивают их матери. То есть формально сердца принадлежат детишкам, но вырвали не они. Не знаю, есть ли это в оригинале, а то может редакторы тоже не поняли, что к чему, и поправили ))


Спасибо!
На самом деле, это довольно большая редкость, чтоб НИЧЕГО в книге не принесло мне радости - обычно я способна извлечь какое-то удовольствие даже из некоторых представителей изысканного жанра "бабский роман".
Но тут просто
картинка Shellty

Кстати, несоответсвие с количеством сердец это потому, что за маленьких сирен убивают их матери.

Йеп, в оригинальном тексте тоже это упоминалось, и данная информация отправила меня прямиком в глубокую задумчивость по поводу того, почему титул Prince's Bane носит Лира, а не ее августейшая матушка - ведь последняя убивала принцев задолго до того, как главная героиня притопила своего первого отпрыска королевской фамилии. Ох, вопросы.


Наверное потому, что шестидесятилетняя тетка в образе Погибели принцев напрочь не романтично )) Но да, несправедливо: одна несколько десятков лет сердца дерет и ничего, а у второй их там штук семь - и ее прям запомнили. Не этому ли владычица морская позавидовала? ;-)

Думаю, моя оценка тоже побагровеет со временем. Пока меня держат воспоминания, что с книгой не было никаких проблем и все прочиталось легко и быстро.


Не этому ли владычица морская позавидовала? ;-)

Вот так, понемногу, мы и ответим на все Острые Вопросы, в процессе самостоятельно вручную позакрывав все сюжетные дыры. Книга-конструктор практически, из "собери сам"-серии.

Но вообще да, когда произведение читается стремительно и успевает закончиться до того, как у читателя возникнет жгучее желание застрелить себя (или автора, или обоих сразу) - это уже можно записывать в плюсы.


Ваш прекрасный комментарий можно отнести почти к каждой фэнтези книге. Постоянно что-то не так... Я уже не знаю, получится ли найти что-то стоящее. Может вы могли бы посоветовать? Буду очень признательна