Больше рецензий

30 апреля 2018 г. 22:53

538

5 Талантливый фотограф о талантливом художнике

Если фотограф начинает писать мемуары — значит, ему и правда есть что сказать. Брассай сблизился с Пикассо, выполняя заказ на серию фотографий скульптур мэтра. Слово за слово, мысль за мыслью — и вот капризный великий художник распознает в человеке с аппаратурой родственную душу.

Они познакомились в тридцатых годах, и периодически встречались в основном по профессиональным вопросам всю жизнь. Книга описывает эти встречи, причем по-хорошему педантичный Брассай старается воспроизводить диалоги и сценки с максимальной точностью. Поэтому часто текст выглядит и читается как пьеса.

Характер Пикассо проявляется во всем, в любой мелочи, детали. В самом начале их знакомства Пикассо — уже известный и обласканный вниманием публики художник, а Брассай — лишь мелкая творческая единица на его орбите. Но никакого преклонения: все детали характера даются в равной пропорции, будь то гениальность, скаредность или другая черта.

БРАССАЙ. Возможно, к его иронии примешивалась и капля зависти. Всякий, даже Пикассо, знает пределы своих возможностей, знает, где стоит его пограничный столб. Он – неоспоримый мастер формы, и бесформенное лежит вне его владений.


Интересно, как на самоуверенного, но никогда не теряющего интерес к новому Пикассо тоже влияет это знакомство. Появление фотографии только укрепляет его в мысли, что его вера в абстракцию и знаки - едва не единственно правильный путь.

ПИКАССО: Фотография появилась в назначенный час, чтобы освободить искусство живописи от литературщины, от необходимости контекста и даже от сюжета…


Интересно наблюдать за художником, разрушающим стереотипы не только в искусстве, но и в образе самой профессии. Вместо голодного доходяги на пыльном чердаке, который за последние брюки выменивает не хлеб, а краски, мы видим сытого, любвеобильного и довольного собой человека. Его цель — не выжить, а преумножить. Ранняя слава для творца — залог спокойного здорового труда, считает сам мэтр.

Война заключила арт-богему в замкнутые границы оккупированного Парижа, но это было и стимулирующим фактором. Тогда Брассай и Пикассо стали чуть больше, чем приятельствующими коллегами. И даже первая выставка рисунков Брассая, который было отказался от идеи стать художником, состоялась с подачи именитого друга. Да, фотограф был лишь частичкой на орбите великого художника, но он дал нам возможность увидеть, как рождается искусство от замысла и до распределения шедевров по коллекциям.

В конце книги — подборка фотографий, которая иллюстрируют ключевые рассказы Брассая. Если несколькими словами: прекрасная книга для тех, кто хотел бы больше узнать об атмосфере, в которой жил и творил величайший художник, и окунуться в мир парижского искусства. Пикассо глазами другого талантливого художника.

Рецензия написана в рамках игры «Долгая прогулка-2018»