Больше рецензий
30 апреля 2018 г. 11:50
444
5
РецензияИван Крамской - русский художник, прославившийся своей жанровой, исторической или портретной живописью. Он создал целую галерею великолепных портретов современников, среди которых портреты Толстого, Третьякова и даже членов императорской семьи. И конечно, нед же не упомянуть знаменитое полотно "Незнакомка", до сих пор впечатляющее своей загадочностью и таинственностью. Работами Крамского можно любоваться снова и снова. Эта книга открывает небольшую часть огромного художественного мира Крамского. В издание вошли один из самых лучших и известных работ мастера.
Детство.С детства Иван Николаевич Крамской отличался прекрасными способностями, в 12 лет окончил училище с отличными отметками. Кроме того, в 15 лет Крамской поступил учеником к острогожскому иконописцу и провел в его мастерской около года.
В 1853 году в Острогожск приезжает из Харькова фотограф Данилевский, чтобы снимать военные учения. И Крамской уезжает из города вместе с ним. В последующие три года они объездили половину России, и в возрасте двадцати лет Крамской оказывается в Петербурге.
Не имея никакого систематического художественного образования, он подаёт документы в Санкт-Петербургскую Академию художеств и успешно выдерживает экзамены.
Академия. Шесть лет учёбы оказались для студента очень нелегкими. Чтобы заработать на пропитание, он стал ретушером в дагерротипном заведении.
Учеба в Академии тоже была успешной. В 1863 году Академия художеств присудила ему малую золотую медаль за картину "Моисей источает воду из скалы"
До окончания учёбы в Академии оставалось написать программу на большую медаль, которая, вместе со званием классного художника 1-й степени и чином X класса, давала право на продолжение обучения за границей.
Темой для картины должна была служить мифология. Но конкурсанты так устали от классицизма, что подали прошение (причём дважды) с просьбой предоставить им свободный выбор сюжета. Но всё зря. Тогда четырнадцать студентов разгневались и покинули Академию. Впоследствии это событие вошло в историю как <<Бунт четырнадцати>>.
После исключения из Академии молодые художники образовали Петербургскую артель художников, просуществовавшую до 1870 года и затем преобразованную в Товарищество передвижных художественных выставок. Крамской, являвшийся главных вдохновителем "бунта", был сразу же избран старшиной артели.
Портреты членов семьи. Жены художников - это отдельная тема в истории искусства, ведь эти женщины были не только хранительницами домашнего очага, но и музыки живописцев. Многие живописцы рисовали портреты своих возлюбленных, и не будь этих женщин, может быть, и не было бы многого их того, что подарили миру известие художники.
Я не очарован и не влюблен, а люблю просто и обыкновенно, по-человечески, всеми силами души, и чувствую себя только способным если не на подвиги, то, по крайней мере, на серьёзный труд.
Автопортрет. В 1867 Крамской создаёт свой знаменитый "Автопортрет" - самый выразительный из всей портретной серии тех лет.
Репин впоследствии писал:
Так вот он какой! Какие глаза! Не спрячешься, даром что маленькие и сидят глубоко во впалых орбитах, серые, светятся.
Евангельская тематика. Не было художника, которого так или иначе не увлекали бы библиейские сюжеты и образ Христа, и Крамской не стал исключением.
В письме приятелю он рассказывал об этом периоде своей жизни: " Бывало, вечером уйдешь гулять, и долго по полям бродишь, до ужаса дойдешь, и вот видишь эту фигуру... На утре, усталый, измученный, истрадавшийся, сидит он один между камнями, печальным и, холодными камнями... Странное дело, я видел эту думающую, тоскующую, плачущую фигуру, видел как живую... Однажды, следя за нею, я вдруг почти наткнулся на нее... Кто это был? Я не знаю... Но сколько раз плакал я перед этой фигурой?!
Портретная живопись. Однажды, рисуя какого-то крестьянина, Крамской услышал от него:
- Ты, может, то и нарисовал, а душу забыл.
- Как же душу-то рисовать? - обиделся Крамской.
- А это уже твоё дело, не моё.
Разговор этот, по словам Немировича-Данченко, произвёл на молодого усложнить очень сильное впечатление. Именно он повлиял на все творчество художника. С тех пор он ставил совет целью показать именно душу человека.
Портреты писателей. В 1869 году Третьяков обращается к Крамскому с предложением написать портрет Гончарова, и это стало показателем подлинного признания художника.
Еще в середине шестидесятых годов 19 века у Третьякова появилась мысль собрать в своей галерее портреты известных писателей этого времени. Вначале эта работа была поручена Перову (странно, почему его от этого отстранили, а может, он сам отказался. Но всё же мы ему благодарны за его портрет Достоевского), но затем заказ получил Крамской.
Среди портретов присутствуют портрет Некрасова, Гончарова, Толстого... Приведу последнего, как наиболее понравившегося.
Неизвестная. К таким же портретам-картинам можно отнести и "Неизвестную" Крамского. В целом в портретных работах Крамского 1880-х годов появляется изысканность, которой не было в его ранних портретах. Особенно ясно это проявляется в "Неизвестной".
Образ молодой женщины с яркой внешностью исполнен внутренней силы и независимости. Её взгляд цепляет, лишь с огромным трудом можно от него оторваться.
Даже ушел их жизни Крамской за работой, у мольберта. 24 марта 1887 года он несколько часов подряд писал портрет доктора Карла Раухфуса - известного российского педиатра и организатора больничного дела. Внезапно художник побледнел и упал на мольберт. Позировавший Раухфус попытался оказать ему помощь, но было поздно - сердце Крамского навсегда остановилось...