Больше рецензий

corneille

Эксперт

запойный трагик

30 апреля 2018 г. 11:50

444

5

Иван Крамской - русский художник, прославившийся своей жанровой, исторической или портретной живописью. Он создал целую галерею великолепных портретов современников, среди которых портреты Толстого, Третьякова и даже членов императорской семьи. И конечно, нед же не упомянуть знаменитое полотно "Незнакомка", до сих пор впечатляющее своей загадочностью и таинственностью. Работами Крамского можно любоваться снова и снова. Эта книга открывает небольшую часть огромного художественного мира Крамского. В издание вошли один из самых лучших и известных работ мастера.

Детство.С детства Иван Николаевич Крамской отличался прекрасными способностями, в 12 лет окончил училище с отличными отметками. Кроме того, в 15 лет Крамской поступил учеником к острогожскому иконописцу и провел в его мастерской около года.

В 1853 году в Острогожск приезжает из Харькова фотограф Данилевский, чтобы снимать военные учения. И Крамской уезжает из города вместе с ним. В последующие три года они объездили половину России, и в возрасте двадцати лет Крамской оказывается в Петербурге.

Не имея никакого систематического художественного образования, он подаёт документы в Санкт-Петербургскую Академию художеств и успешно выдерживает экзамены.


Академия. Шесть лет учёбы оказались для студента очень нелегкими. Чтобы заработать на пропитание, он стал ретушером в дагерротипном заведении.

Учеба в Академии тоже была успешной. В 1863 году Академия художеств присудила ему малую золотую медаль за картину "Моисей источает воду из скалы"


До окончания учёбы в Академии оставалось написать программу на большую медаль, которая, вместе со званием классного художника 1-й степени и чином X класса, давала право на продолжение обучения за границей.

Темой для картины должна была служить мифология. Но конкурсанты так устали от классицизма, что подали прошение (причём дважды) с просьбой предоставить им свободный выбор сюжета. Но всё зря. Тогда четырнадцать студентов разгневались и покинули Академию. Впоследствии это событие вошло в историю как <<Бунт четырнадцати>>.

После исключения из Академии молодые художники образовали Петербургскую артель художников, просуществовавшую до 1870 года и затем преобразованную в Товарищество передвижных художественных выставок. Крамской, являвшийся главных вдохновителем "бунта", был сразу же избран старшиной артели.


Портреты членов семьи. Жены художников - это отдельная тема в истории искусства, ведь эти женщины были не только хранительницами домашнего очага, но и музыки живописцев. Многие живописцы рисовали портреты своих возлюбленных, и не будь этих женщин, может быть, и не было бы многого их того, что подарили миру известие художники.

Я не очарован и не влюблен, а люблю просто и обыкновенно, по-человечески, всеми силами души, и чувствую себя только способным если не на подвиги, то, по крайней мере, на серьёзный труд.


картинка Walter-Kovacs

Автопортрет. В 1867 Крамской создаёт свой знаменитый "Автопортрет" - самый выразительный из всей портретной серии тех лет.

Репин впоследствии писал:

Так вот он какой! Какие глаза! Не спрячешься, даром что маленькие и сидят глубоко во впалых орбитах, серые, светятся.


картинка Walter-Kovacs

Евангельская тематика. Не было художника, которого так или иначе не увлекали бы библиейские сюжеты и образ Христа, и Крамской не стал исключением.

В письме приятелю он рассказывал об этом периоде своей жизни: " Бывало, вечером уйдешь гулять, и долго по полям бродишь, до ужаса дойдешь, и вот видишь эту фигуру... На утре, усталый, измученный, истрадавшийся, сидит он один между камнями, печальным и, холодными камнями... Странное дело, я видел эту думающую, тоскующую, плачущую фигуру, видел как живую... Однажды, следя за нею, я вдруг почти наткнулся на нее... Кто это был? Я не знаю... Но сколько раз плакал я перед этой фигурой?!


картинка Walter-Kovacs

Портретная живопись. Однажды, рисуя какого-то крестьянина, Крамской услышал от него:

- Ты, может, то и нарисовал, а душу забыл.

- Как же душу-то рисовать? - обиделся Крамской.

- А это уже твоё дело, не моё.



Разговор этот, по словам Немировича-Данченко, произвёл на молодого усложнить очень сильное впечатление. Именно он повлиял на все творчество художника. С тех пор он ставил совет целью показать именно душу человека.

Портреты писателей. В 1869 году Третьяков обращается к Крамскому с предложением написать портрет Гончарова, и это стало показателем подлинного признания художника.

Еще в середине шестидесятых годов 19 века у Третьякова появилась мысль собрать в своей галерее портреты известных писателей этого времени. Вначале эта работа была поручена Перову (странно, почему его от этого отстранили, а может, он сам отказался. Но всё же мы ему благодарны за его портрет Достоевского), но затем заказ получил Крамской.

Среди портретов присутствуют портрет Некрасова, Гончарова, Толстого... Приведу последнего, как наиболее понравившегося.

картинка Walter-Kovacs

Неизвестная. К таким же портретам-картинам можно отнести и "Неизвестную" Крамского. В целом в портретных работах Крамского 1880-х годов появляется изысканность, которой не было в его ранних портретах. Особенно ясно это проявляется в "Неизвестной".

Образ молодой женщины с яркой внешностью исполнен внутренней силы и независимости. Её взгляд цепляет, лишь с огромным трудом можно от него оторваться.

картинка Walter-Kovacs

Даже ушел их жизни Крамской за работой, у мольберта. 24 марта 1887 года он несколько часов подряд писал портрет доктора Карла Раухфуса - известного российского педиатра и организатора больничного дела. Внезапно художник побледнел и упал на мольберт. Позировавший Раухфус попытался оказать ему помощь, но было поздно - сердце Крамского навсегда остановилось...

картинка Walter-Kovacs