Больше рецензий

17 апреля 2018 г. 19:38

3K

4 "... Гений и безумие ходят рука об руку..."

картинка missis-capitanova

В последнее время в моей ленте с завидной регулярностью мелькали восторженные отзывы о таких книгах Франка Тилье как «Атомка», «Головоломка», «Синдром Е»… Я и сама несколько раз порывалась начать их читать – уж больно соблазнительными выглядят аннотации :)) Но так получилось, что в рамках одной из игр мой выбор пал на «Фантомную память», которая, как оказалась, была написана в далеком 2007 году и, соответственно, относится к ранним работам автора. А это объясняет очень и очень многое…

Читая эту книгу, я постоянно ловила себе на мысли, что что-то подобное где-то мне уже доводилось читать… Поразмыслив, я пришла к выводу, что отдельные моменты этой книги можно найти в «Пассажире» Жана–Кристофа Гранже, в «Прежде чем я усну» Уотсона, в «Сентрал-Парк» Гийома Мюссо… И хотя они и были написаны значительно позднее, чем «Фантомная память» (в 2011 и 2014 годах), но из-за того, что последняя публикуется на русском языке только в 2018 году, можно ошибочно подумать, что Франк Тилье позаимствовал свои идеи у вышеперечисленных авторов… А все может быть как раз наоброт…

Что могу сказать по поводу того, как пишет автор. Мне понравился его стиль – изначально нам дается множество мелких зарисовок из сюжетной линии, которые постепенно сводятся воедино. Хотя персонажей и немного, но попервах довольно непонятно кто есть кто во всей этой заварухе, но уже ближе к половине книге картинка проясняется… Натыкаясь в тексте на медицинские и математические подробности, понимаешь, что автор достаточно хорошо потрудился и подготовился в этом плане… Но тем не менее, преподносятся они доступно и мозг не перегружают. Слог у автора легкий, поэтому книга читается очень быстро. Были, конечно, некоторые фразы, которые вызывали у меня недоумение, но не могу сказать, так ли они были задуманы автором или это уже «постарался» переводчик. Например, «…Капли пота подсыхали на клавиатуре…» - это, простите, как надо потеть чтобы заляпать клавиатуру? Течь должно как с кабана что ли?! :))

В центре этого детектива - Люси Энебель, тридцатилетний лейтенант межрегионального управления судебной полиции в Лилле. Мать одиночка для двоих близнецов и преданный своему делу сотрудник. Именно две эти ипостаси вечно вступают в противоборство между собой и каждый день Люси предстоит сделать выбор – кто в ней одержит победу: мать или полицейский… К сожалению, лично для меня образ Люси – это всего лишь набор литературных клише… Уж слишком часто, создавая своего персонажа, авторы, пишущие детективы, прибегают к тому, что их герой обязательно маниакальный трудоголик, из-за чего постоянно страдают его родные и близкие; всенепременно он должен иметь неустроенную личную жизнь; обязательно наличие у такого персонажа какой-то покрытой пылью семейной тайны или психологической травмы; обязательно о таком следователе идет хорошая молва как о грозе всех преступников, но в данном конкретном расследовании он будет тупить не по – детски… Именно за такой образ главной героини я и поставила книге не высший балл. За это и еще за то, что в книге постоянно бушует непогода! :) Просто классические метеоусловия для разыгрывания на их фоне трагических событий!

Так вот и Люси такая же… С одной стороны она любящая мать и с рождением детей зареклась работать по ночам, но с другой без проблем бросает своих малышек на первого встречного студента и на всю ночь отправляется мотаться по всей Франции. Она вроде как опытный детектив, но уезжает на место происшествия без пистолета и с разряженным телефоном. Она вроде как и понимает всю опасность сложившейся ситуации, но, никому ничего не сказав, уводит из-под носа врачей и брата Манон и отправляется с ней по подсказкам маньяка… Она вроде бы понимает, что память Манон играет с ней злые шутки и оставлять ее надолго одну не стоит, но в то же время бросает ее в грозу в лесу и бежит без каких либо средств защиты в хижину, где побывал маньяк! А потом удивляется, что Манон за эти минуты забыла ее и настучала ей по голове… Ну и где логика?! В процессе чтения мы понимаем, что широкий шрам на затылке Люси – это ее больное место и сокровенная тайна, которую она тщательно оберегает… Шрам и потайной шкаф в ее квартире - раскрытая рана главной героини... Я наверное никогда не смогу понять людей, которые как и Люси, хранят подобные вещи... ЗАЧЕМ!? Даже без этого забыть о подобном все равно не получиться! Главная героиня считает, что из-за того, что она раскрыла эту свою тайну двум прошлым мужчинам, они ушли из ее жизни... На мой взгялд - бред. Я лично в этом не вижу ничего такого, но и зачем героиня рассказывает об этом тоже не поняла...

Я благодарна Франку Тилье хотя бы за то, что он не сделал свою героиню алкоголичкой, а то в последнее время в литературе образ детектива-выпивохи встречается так часто, что уже порядко поднадоел! :))

И вот именно Люси предстоит сразиться с Профессором... Он убивает повсюду, мужчин, женщин, любого возраста, без заметного физического сходства между ними. Социально-профессиональные категории разнятся. Нет никакого временнóго ориентира, никакой бросающейся в глаза регулярности. Две первые жертвы были убиты с интервалом в четыре месяца, в следующий раз он действовал спустя семь месяцев, потом четыре, потом пять, потом три, что, надо сказать, следует считать активной деятельностью на протяжении приблизительно двух лет… Между жертвами нет абсолютно ничего общего. Они не знакомы друг с другом ни близко, ни отдаленно, не посещали одну и ту же школу или бар с проститутками, не ездили вместе греть свои задницы на курортах Средиземноморского клуба. Ничего, ничего, ничего!

Профессор стремится к публичности, ищет контактов со средствами массовой информации, хочет, чтобы о нем говорили, испытывает явную необходимость продемонстрировать свое превосходство над жертвами, над всеми нами… При помощи математики, загадок, мест, которые он выбирает. Он стремится в своих действиях к совершенству. Он убежден, что, применяя математическую логику при совершении преступлений, он исключает случайность и не может допустить грубой ошибки. Профессор следует точно намеченному маршруту, который известен лишь ему. Он движется по некоему математическому пути, который непременно соединяет между собой все его жертвы. Добро пожаловать в искаженное сознание Профессора!

Лично мне детективная составляющая книга очень понравилась! Автору удалось лихо закрутить сюжет. Так лихо, что угадать личность убийцы практически невозможно... В тексте встречаются моменты, когда ты предполагаешь, кто является злодеем, но неопровержимые факты говорят, что ты ошибаешся :)) А если даже Вы пойдете против этих фактов и обвините своего подозреваемого, полной картинки без помощи автора так до конца и не получите! :)) Прочитав детектив до конца, теперь я понимаю, почему мне встречалось так много положительных рецензий на книги Тилье...

Детективная линия напомнила мне сюжет испанского фильма «Западня Ферма», в котором главный злодей заставлял своих жертв ради спасения решать математические головоломки. Но в любом случае мне гораздо интереснее встречать в литературе злодеев, которые наделены недюжинными умственными способностями и смекалкой, нежели просто кровожадных потрошителей. Как бы это странно не звучало, но преступник, интеллектуально играющий с полицией в кошки-мышки, представляется в литературном плане больший интерес для меня.

Что касается еще одного не менее важного персонажа в книге - Манон, мне ее было жаль. Память длительностью в 4 минуты – это жестокое наказание. Особенно для человека таких выдающихся умственных способностей. Но внутрення сила Манон и ее стремление наладить хоть как-то свою жизнь в сложившихся условиях не могут не вызывать восхищения. Но я хоть убей не могу понять, как при такой короткой памяти Манон могла запомнить пароль для своего устройства?!

спойлер
Есть, кстати, еще нюанс, который мне не очень понравилась - это интимная связь между Люси и Манон. Я ничего не имею против однополых интимных отношений, но этот момент мне показался в книге лишним...
свернуть

картинка missis-capitanova
Прочитав "Фантомную память", невольно задаешся вопросом: почему так часто бывает, что человек, наделенный какими-то способностями, рано или поздно пытается обратить их во зло другим?.. Почему, имея какой-то дар, люди считают, что это автоматически возносит их над остальными и дает им право распоряжаться чьими-то жизнями и судьбами?

Книга прочитана в рамках игры "Спаси книгу - напиши рецензию!"