Больше рецензий

wondersnow

Эксперт

Сердце воительницы, душа сказочницы.

6 апреля 2018 г. 22:49

996

4 Что это за зверь такой – человек.

«Всегда есть начало, но это не главное. Главное – всегда есть конец».

Жестокая, беспощадная и, что самое главное, очень холодная книга. Читается легко, но порой перелистнуть страницу тяжело, потому что понимаешь, что ничего хорошего тебя там не ждёт, всё будет плохо, беспросветно, скверно. Но ты читаешь. Читаешь и мёрзнешь. Ничего нового эта история не скажет, и так знаешь, что из себя представляет самый опасный зверь, но всё равно содрогаешься.

Люди – звери. Обычно я стараюсь в каждом человеке искать что-то хорошее, всегда убеждаю себя, что ни один человек не рождается подонком, его таким делает жизнь, но сейчас даже эта мысль не приносит никакого облегчения. Герард и его приспешники, братья Томми, родители Неллы и Роберта – это собирательные образы людей (зверей), которые находятся где-то рядом с нами. Возможно, мы сами в какой-то мере ими являемся. Это страшно. Ещё страшнее то, что есть иной сорт людей, которые делают вид, что они другие и им не всё равно, что они добрые, но что есть доброта, а что – зло? Учителя и другие взрослые, что окружали Неллу и Роберта, прекрасно понимали, в каких условиях живут дети, они видели, как над ними издеваются подростки, и что же они, эти добросердечные люди, сделали? Ничего. Они надевали маску соучастия, изредка спрашивали у детей, всё ли у них в порядке, а затем, выполнив свой долг, со спокойной душой продолжали играть в добрых и честных людей. То, что творил Герард, отвратительно, но и то, как вели себя взрослые, омерзительно. Но такова наша действительность.

Зато мир загадочного существа, которого Нелла нарекла Водяным, совсем не такой. Он чувствует, что Нелла хочет ему помочь, и не причиняет ей вреда. Он благодарит её за то, что она пытается ему помочь. Он утешает её, когда чувствует, что она огорчена. Если так подумать, Водяной никакой особой роли в сюжете не играет, убери его – и ничего не изменится (не беря в расчёт финал, естественно), но понятно, зачем он нужен этой истории: чтобы показать этот обескураживающий контраст. Люди, поймав Водяного, наслаждаются тем, что причиняют ему боль, они не хотят на нём заработать, они просто хотят добить его. Водяной всеми силами пытается ободрить девочку и в итоге жертвует собой, спасая свою подругу. Монстр оказывается более человечным, чем все эти люди, которые, повинуясь инстинктам, пытаются доказать этому „чудовищу“ свою власть (и кто здесь на самом деле чудовище?). От всего этого становится так тяжко на душе, что хочется выть.

Не менее тяжек и финал. Кажется, что всё закончилось хорошо, Нелла и Роберт живы и благополучно устроены, но понимание, что, скорее всего, они в конце концов пойдут разными путями, печалит. И, конечно же, люди... Возможно, русалок и водяных не существует, но даже если они и обитают в неведомых нам водах, их опасаться не стоит, ведь настоящие звери находятся рядом с нами. Они высматривают, они выбирают, они охотятся. Они всегда где-то рядом. Всегда.

«Есть начало и есть конец. И всегда, прежде чем всё станет хорошо, должно быть ещё хуже. Так бывает в любой истории. Это как бы в них заложено, в этих историях: страдания, прежде чем прекратиться навсегда, становятся невыносимыми. Но жизнь надо перетерпеть, и когда-нибудь они исчезнут, эти страдания. Жизнь надо перетерпеть. В один прекрасный день всё повернётся другой стороной».