Больше рецензий

5 апреля 2018 г. 17:33

383

5

Хотите узнать, как я работаю, чем занимаюсь? Прочитайте «Кафедру» И.Грековой. Роман написан еще в 1977 году, и я через каждые несколько страниц себе напоминала об этом. Такое чувство, что автор работает вместе со мной на кафедре нашего института и описывает то, что происходит сегодня, сейчас. Даже страшно становится События, действующие лица, слова, выступления – все до смешного похоже. Кажется, что некоторые споры между преподавателями, выступления на заседаниях на кафедре записывали за нами, причем дословно. Мистическое ощущение от прочтения. Надо же, за полвека ничего в системе высшего образования не изменилось. Ни-че-го! Те же бессмысленные учебные планы:

Учебные планы менялись нервно, с быстротой хамелеона: только-только приспособишься к одному, а уже другой на подходе

Та же нагрузка:

Нагрузка была чудовищная, на грани физической выполнимости. А требовалась еще научная работа, для которой нужно было ходить по библиотекам, знакомиться с периодикой. А откуда время? В ход пускались ночи, выходные дни, отпуска – и их не хватало. Временами какое-то веселое отчаяние помогало людям тянуть свою лямку. Лева Маркин как эмблему кафедры повесил на стене копию с репинских «Бурлаков»…

Те же никому не нужные бумаги:

Вузовская жизнь, как и всякая другая, имеет две стороны: действительную и мнимую, реальную и бумажную. Рядом с каждым реальным фактом растет его бумажная тень

Те же студенты, те же проблемы. У преподавателей – нехватка времени на семью ,у студентов – сессии, пересдачи, отсутствие воды в общежитии…
А чего стоит описание учебного процесса с точки зрения студента!

Так называемый учебный процесс она воспринимала как некий ритуальный танец со своими правилами, никакого отношения к научным знаниям не имеющий. Важны были другие знания: кто что спрашивает, кому как отвечать (один любит сразу, другой – подумавши), как легче заучить наизусть формулу или формулировку…

Но вся прелесть книги не в этом. Если бы я писала книгу о своей работе, я бы хотела написать ее так же, о том же. О том, что преподаватели и студенты – это не роботы, не куклы с заданными ролями (одни учат, все в науке, другие учатся, ничего не видя вокруг). Каждый – личность, и кроме института, университета, кафедры есть еще семья, дети, любовь, личные увлечения и проблемы, дружба, дополнительный заработок… Жизнь вне стен института.
«Кафедра» - это книга, которую нужно читать и студентам, и преподавателям, чтобы узнать друг друга, «понять и простить». Очень светлая, щемяще-нежная, душевная, откровенная. Осколки судеб, собранные в калейдоскоп кафедры.
Много, казалось бы, отрывочных, обрывочных, не аргументированных предложений по преподаванию, чтению лекций, общению со студентами – данных ненавязчиво, как рассуждения старого профессора по итогам своей деятельности. «Общение преподавателя со студентом должно быть индивидуальным, а не обезличенным». «…мы не учим самостоятельно приобретать знания по книгам, а это самое важное в наше время, когда любой запас готовых знаний через пять – десять лет устаревает». «… идеально было бы, чтобы студент на экзамене… продемонстрировал свое уменье приложить данную науку к решенью реальной задачи. Ведь именно этого потребует у него жизнь!». «…великая вещь воспитание смехом». И прочее ,прочее ,прочее… Мне кажется, эту книгу нужно давать всем, кто работает или собирается работать в вузе. Молодым – чтобы знали, на что идут. Опытным – чтобы сравнили свою работу с описываемыми событиями и рассуждениями и сделали выводы.
И знаете, что самое смешное? В романе описывается деятельность кафедры кибернетики. Я работаю на кафедре гражданского права и процесса. Разницы – ноль. И это с учетом времени написания романа и текущего 2018 года. Это ли не повод задуматься о вузовской системе образования?