Больше рецензий

Hild1984

Эксперт

по историям с клыками

29 марта 2018 г. 01:42

977

4

Я не могу сказать, что книги Майринка мне нравятся или не нравятся. Они затягивают, в них проваливаешься, как в болото, сидишь в нём по уши... и получаешь какое-то извращённое удовольствие от авторского стиля. Получать удовольствие от сюжетов Майринка, кажется, невозможно.
Автор старательно препарирует общество и отдельных людей. В каждом находит свою червоточину. Если у вас приступ любви к человечеству, Майринк поможет его купировать. И где и как искать исцеления для человечества в целом и отдельных людей, Майринк, кажется, не знает. Он робко указывает в сторону трансцендентного, но это удел немногих. А основная масса так и останется при своём мелком, жалком уделе множить жестокость и становиться её же жертвой. Безрадостная картина. И закономерная. В прозе Майринка нашла своё отражение Первая Мировая война, слом эпох. Отсюда гнетущее, липкое ощущение от его сюжетов.
Голем у Майринка - некое недоброе, до поры сокрытое движение внутри душ человеческих. Оно терпеливо ждёт шанса вырваться на свободу, подавить последние светлые искорки в человеческой личности.
Я практически не увлекаюсь сюжетами у Майринка. Слишком они мрачные, часто мелочные,нарочито социальные под поволокой из мистицизма и легенд. А вот атмосфера его произведений это то, что неизменно радует и увлекает меня.
Зимняя Прага в "Големе" чудовищно хороша. Заледеневший собор, в котором Пернат встречается с Ангелиной должен угнетать и подавлять. Но меня закованная в ледяные латы громада чарует.
Отдельно хочется сказать про персонажей у Майринка. Они всегда несколько условны, они только карты в руках высших сил.Им не хватает прошлого и простых человеческих порывов, чтобы обрести плоть. Они плотно окутаны коконом своих видений, своих отчаянных исканий смутного идеала, и от этого кажутся тенями. Пернат, Гилель, даже старьевщик Вассертрум почти безлики. И при этом второстепенные персонажи, такие, как кукольник Цвак, полнокровные, понятные, совершенно живые.
Женские персонажи у Майринка либо демоницы, предваряющие падение персонажа (как Ангелина и Розина), либо бесконечно далёкие от мира образы для поклонения, ключи к новому измерению, (Мириам). Они нужны автору как лакмусовая бумажка для героя. Женщинами автор испытывает своего героя. Они возвещают его падение в бездну плотского и повседневного, и спасение из неё.
"Голем"-не та книга, которую можно полюбить. Но прочесть его непременно стоит. Хотя бы ради горбатой, тёмной, колдовской Праги, которая приветствует нас на страницах романа.