Больше рецензий

tatianadik

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

27 марта 2018 г. 19:04

3K

3.5 Время Агафонкина

Нам уготовано, мальчик мой, Легкое это бремя - Двигаться вдоль по одной прямой, Имя которой Время.(с)

Вопросом что такое время, куда оно уходит, с чего всё начиналось и возможно ли перемещаться во времени, как мы перемещаемся в пространстве, рано или поздно задается каждый человек. Тем более, что еще в прошлом веке нам разъяснили, что субстанции эти тесно связаны и чуть ли не одна есть суть. Кто с детства увлекается фантастикой, начинают интересоваться этим раньше, потому что темпоральная фантастика давно занимает прочное место в этом жанре. Уэллс и Азимов, Гаррисон и Шекли много разного порассказали нам в детстве и юности про путешествия во времени.
Потом мы задаемся этим вопросом, когда начнут уходить близкие нам люди. Мое ощущение времени примерно совпадает с объяснениями Алексея Агафонкина, главного героя этого романа, когда он рассказывает Платону о своей теории «точек-событий во времени». Мне всегда казалось, что близкие наши уходят только из нашего настоящего, а где-то там, за поворотом временной реки они живут по-прежнему. Как, допустим, в каком-то доме, из которого ты уже ушел, жизнь продолжается без тебя, вот только в тот дом ты всегда можешь вернуться, а в прошедшее время – уже нет.

У Олега Радзинского главный герой тем и отличается от простых смертных, что может возвращаться в эти прошлые времена и события.

Дальше...

Эта его особенность используется неизвестным демиургом при посредничестве некого Митька, воспитателя и чуть ли не родственника Агафонкина, который заботился о нем с раннего детства. У героя самая обычная работа по нашим временам – он курьер. Вот только переносит он свои выемки-доставки не в пространстве Москвы 2013 года, где живет, а во времени, для этого ему достаточно лишь дотронуться до человека, в прошлое или будущее которого он хочет попасть. Живут они с Митьком в старой бывшей коммуналке на Опалихе вместе с другими непонятными личностями – ученым-провидцем Матвеем Никанорычем, разум и душа которого помещены в тело грудного ребенка, местным алкоголиком Мансуром, создающим иллюзии иных миров и пространств и часто наведывающимся в квартиру ученым-физиком Платоном Тер-Миликяном, для дискуссий с Матвеем Никанорычем и обучения Алеши. Интрига начинается, когда курьер Агафонкин теряет свою «доставку», сверток с детской юлой, после чего повествование начинает стремительно раскручиваться вместе с этим вездесущим артефактом, который становится у автора буквально осью всего нашего бренного мира.

Получатель и он же отправитель одной из «доставок» Агафонкина - никто иной, как президент Путин, который у автора и в президенты-то смог выбиться потому, что посылал себе послания из будущего с инструкциями к дальнейшим действиям, а не то сидеть бы ему в вахтерах на отцовском вагоноремонтном заводе. И, хоть автор и подстелил себе соломки, оговорившись в предисловии, что все известные лица у него сугубо вымышленные, понятно, что удержаться и не повтыкать шпильки во власть по давней диссидентской привычке он просто не в силах.

Важной особенностью прозы Олега Радзинского является то, что снисходительные критики называют постмодернизмом, а не очень снисходительные – «капустником», то есть наполненность текста отсылками к многочисленным произведениям современных и не очень авторов настолько, что можно открывать викторину «Кто их больше угадает». И непонятно, то ли восхищаться начитанностью автора, то ли тщетно пытаться извлечь из текста что-нибудь собственно авторское.
Помимо «политической», у автора будет еще «историческая» часть, связанная с вечным нашим спором Евразия мы или Азиопа. Флэшбэки во времена Чингиз-хана и Великой Монголии будут представлены в основном в дневнике Иннокентия Олоницына, еще одного рассказчика этой истории.
Будет тут и любовная линия, их даже будет две, но как-то неромантично они у автора получились, не за этим, видимо, были писаны. Ну, и порнушку легкую вставят для увеселения почтеннейшей публики, как же без этого, этим модным аксессуаром нынче каждый современный автор старается украсить свое творение, теперь за это Букеров дают и брезгливо нос не морщат.

В процессе чтения отношение к роману поменяется неоднократно. Вначале калейдоскоп сцен в произвольном порядке совершенно сбивает с толку, потом, ознакомившись с биографией автора в интернетах, становится понятнее избыточность и буйная фантазия автора, который теперь, благодаря своим миллионам, может позволить себе писать, что ему вздумается, не оглядываясь особенно на мнение критиков и читателей, а если понадобится, то и помочь с пиар-компанией. Местами читать было интересно, текст воспринимался, словно ты, как Алина в одном из эпизодов романа, случайно застрял в чужом сне, но в других местах хотелось, как Станиславский, громко кричать «Не верю!». А временами всё это казалось совершеннейшим бредом, которому, как потом выяснилось, критики придумали звучное название – «фантасмагория», видимо, на тот случай, когда по разным причинам произведение ругать не планируется.

И, как на клоунском колпаке изображенного в романе библейского Гога нарисованные клоуны перемигиваются и гримасничают, так и автор перемигиваясь с классиками и современниками, играет с нами в жмурки, перебирая известные сюжеты и выворачивая их наизнанку. И хочется, следуя авторскому же методу, призвать его не торговать псиной, выдавая её за баранину.

У Сутина в «9 днях» главный герой тоже пребывает со временем в сложных и не всегда понятных читателю отношениях, зато он вместе со всем своим окружением вызывает у нас живейшую симпатию и роман читается с удовольствием и приязнью. Здесь же герои не задевают за живое, в них не очень-то верится. Это и немаленький объем романа в конечном итоге заставляют скучать, и ты по обязанности жуёшь его, как трехдневную жвачку, как ту соплю из детского анекдота, которая на третьем глотке попалась, а на десятом только закончилась.

У Михаила Афанасьевича Булгакова, на поле которого, можно сказать, автор все ноги истоптал, и который, как мы знаем, был сыном духовного лица, дьявол, однако, может позволить себе «творить благо». У нашего же автора, не только злые силы в лице (лицах?) Гога и Магога с полного одобрения автора творят бессмысленное и беспощадное зло, но и сам Творец далеко не всеблаг и, подобно мелкому делопроизводителю от небесной канцелярии, (спойлер!) прицельно тюкает по темечку своего посланца за единственный благородный и человечный поступок, «стирая» тем самым его личность.(конец спойлера) «Не мы такие, время такое». Хотя поступок главного героя хуже от этого, конечно, не становится и, как завершающий аккорд, немного примиряет с прочитанным.

Долгая прогулка-2018. Команда "Решительные леди Гилеада" в составе: капитан stichi , участники majj-s , Melkij_Parazit , tatianadik .