Больше рецензий

elefant

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

18 марта 2018 г. 01:22

359

5

Известный советский медиевист, настоящий специалист в области крестовых походов – Михаил Заборов и сегодня считается непререкаемым авторитетом, несмотря на то, что минуло уже половина столетия. Данная книга – не просто хрестоматия, но целая энциклопедия эпохи. События показаны с разных сторон, автор даёт высказаться каждой из противоборствующих армий, к тому же сами крестовые походы описаны ярко и довольно увлекательно. Есть уникальная возможность взглянуть на них глазами самих участников. «История крестовых походов…» включает латинские хроники, мемуары и письма участников и современников крестовых походов, их путевых записок и воспоминаний.

Первая часть издания содержит подробный анализ произведений – современников крестовых походов. Большинство из них – писатели-священники и сами крестоносцы. Так, М. Заборов большое внимание уделяет «Деяниям франков» неизвестного рыцаря, «Истории франков, которые взяли Иерусалим» Раймунда Ажильского, «Иерусалимской истории» писателя-клирика Фульхерия Шартрского, «Истории, называемой Деяния бога через франков» известного французского писателя и историка, богослова Гвиберта Ножанского и др. Примечательно, что все эти труды проникнуты мыслью провиденциализма: поход на Восток предпринят был по воле Всевышнего, а крестоносцы выступали лишь исполнителями небесных предначертаний. Именно Господь собрал и удостоил победы столь огромное войско, а не кто-нибудь из сильных мира сего. В подобной манере освещают события все современники Первых крестовых походов.

Примечательно, что на рубеже XII – XIII вв. видна эволюция, связанная с охлаждение на Западе былого крестоносного движения. Отсюда и особенности хроник Четвёртого крестового похода (1199 – 1204 гг.): исчезновение из описания всевозможных «чудес» и знаков божьих, большее внимание на обыденные, житейские моменты, даже некоторое увлечение экзотикой Востока. Рыцарская поэзия проникается светским духом, поэты с прославления темы войны всё больше переходят на воспевание любви. Среди трубадуров, а также северофранцузских труверов и немецких миннезингеров были поэты, которые ещё поднимали на щит идею крестового похода как религиозного подвига (Жоффруа Рюдель, Эмри Беленуа, Конон Бетюнский), призывали к новым священным войнам; но были и такие, кто осуждал и даже высмеивал подобное. В рыцарских романах, ставших в то время невероятно популярными, бурно бьёт сказочно-приключенческая струя, место прежних святых легенд занимает волшебная фантастика, в туже плоскость уходит и Святой Грааль. В книгах о крестовых походах на первый план выходит тема геройства или трусости, верности или предательства, алчности или отваги. Таковы, например, «Завоевание Константинополя» Жоффруа Виллардуэна, «О тех, кто завоевал Константинополь» Робера де Клари или «Константинопольская история» Гунтера из Пэрис. Во время войны на Востоке они столкнулись с необычайной и непривычной для них средой, ранее неведомыми странами и целыми нардами, фактами, возбуждавшими у них неподдельный интерес. Всё это хорошо прослеживается в самих произведениях, что делает их довольно интересными и полезными.

Не забывает М. Заборов и о стороне противника. Целая глава уделена известиям о крестовых походах восточных современников. Ибн ал-Каланиси, Ибн ал-Асир, Абу-ль-Фарадж, школьный учитель и поэт аль-Азими – интересно, что никто из них не рассматривает крестовые походы в качестве идеологических предприятий. Большое внимание восточные авторы уделяли описанию внутренних противоречий, что по их мнению и обеспечило победу франков: раздоры сельджукских командиров, вражда Мосула с другими княжествами. В тоже время известия о тех противоречиях, что раздирали западные государства, практически не находят своё отражение в латинских хрониках.

Прочитано в рамках Спаси книгу – напиши рецензию, 67 тур; Урока литературоведения, урок № 60.