Больше рецензий

Godefrua

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

9 марта 2018 г. 00:28

4K

5 Правда или гордыня?

Отличная задачка по конфликтологии. Но был ли конфликт? И да, и нет. И это проблема первая. Никто не поругался, не поссорился. Никто не подрался. И конфликтом то не назовешь. Но последствия! Три несчастных жизни. Хотя, это мы знаем, что они несчастные, потому что книга об этом, про то, как три человека, по полжизни каждый, страдал.

Кто виноват? И в какой момент произошел пик кульминации вины каждого? Можно ли вообще считать человека виноватым, если он живет как может, не нарушая норм уголовного права? Жил, жил. И вдруг - разрушение в душах, кто-то должен быть виновным и ответственным за это.

Один считал себя умнейшим и точнейшим стратегом. Он все знал, все понимал, все видел и контролировал, был просто творцом. Создателем. Будучи мужем, был опорой, будучи отцом, был честен. Он был предан своей семье. Но он был всего лишь человеком, виной его было лишь его гордыня и связанные с этим взгляды. Вопреки всем странностям человеческих отношений, которые не должны были его удивлять как человека зрелого, он ставил правду во главе стола. Возникают сомнения есть ли она вообще, а если еще и во главе стола… Странный ключ. Подход к правде. Вне зависимости от того, нужна ли она, спрашивают ли о ней, способны ли вообще ее понять адресаты.

Вторая считала себя вещью и не знала куда себя деть. Поначалу применяла себя и все свое послушание с почтением к мужу. Свою нежность - сыну. Потом, когда муж оказался всего лишь человеком и в первый раз не справился, она начала мстить ему за это. Думала, что мстит ему, оказалось, что себе. Когда сын, не способный понять правду в силу возраста, но в соответствием подходом, проповедуемым отцом, обиделся на нее, она решила обидеться в ответ. Мать решила обидеться на тринадцатилетнего сына! И сделать все, что бы обида была во главе стола. Обида и протест.

Так в чем же, тот, первый, не справился? В каком вопросе подход с правдой дал крен? Ведь все делалось из самых лучших побуждений. В вопросе полового воспитания третьего героя, и его взросления. Оказывается, отношения полов такая тема, где очень сложно быть честным, правдивым и справедливым. Утверждать обратное - значит утверждать неправду. Хорошая услуга растущему мальчику внушить ему, что надо говорить правду, только правду и ничего кроме правды. Мальчик поверил. Поверил, сказал и тем предал. Внес раскол в семью своей правдой.Внес раскол в свою жизнь. А ведь правдой было и то, что он ничего не понимал. Отчасти в силу невинности, отчасти в силу прекрасного самого по себе, но неверного привитого ему подхода к правде.

Автор доказывает, что правда не панацея в обретении счастья, скорее, наоборот. Автор доказывает, что правда не должна навязываться. И еще то, что она должна быть по размеру ума того, кому она сообщается. Одним словом, правда это гордыня. Да-да. Живи как можешь, без фанатизма с правдой, пусть будет в меру…

Все хороши, все виноваты. Сильный виноват тем, что проявил слабость. Глупый виноват тем, что чрезмерно раним. Ребенок виноват тем, что остался им на всю оставшуюся жизнь. В разные моменты времени каждая отдельная вина была на пике своей силы. Первый, второй, третий. У примирения не было шансов. Благодаря этому, мы имеем уникальную возможность насладиться увлекательным и поучительным чтением. Автор оставил работу и для нас, читателей. «Правда» третьего героя им не препарирована, на голову нам не вылита, каждый может вывести ее и додумать в силу собственного понимания. Кто он? Жертва? Или агрессор? Мне представляется, что все три стороны и жертвы, и агрессоры. Задачка представляет собой равенство, не нарушив которое примирение невозможно.

Комментарии


И снова благодарю за рецензию.
Пользуясь случаем Ваш преданный и верный читатель поздравляет Вас с женским днём!
Счастья, любви и весны на сердце!

картинка GehredSissier


О! Благодарю, мне очень приятно. Оля, с праздником и вас!)


Наташа, как вы хорошо написали ) Мне вот тоже близок принцип доктора о целительной лжи в данном случае.


Спасибо, Таня. Вы знаете, здесь ведь даже не ложь спасительна. Достаточно было сбавить рвение прививать и прививать знания, информацию, где-то довериться самотеку и своевременному реагированию до рокового события. Ну, и раз уж такая правда вскрылась шокирующим образом, надо было ее принять, переварить, сами ведь накликали.
Матери, как более сильному элементу, хотя бы в отношениях с сыном, стоило все обсудить, успокоить и может даже рявкнуть, что это не его, ребенка, дело. Куда делась ее безусловная материнская любовь? Ведь была. У нее был типаж матери-наседки.
Отцу, нести ответственность за привитые принципы и тоже донести, что это не его дело. Но все смылись... Ужасно.

Вот что мне интересно. Почему он так презирал отца? Из-за того, что тот отказался от него, по сути выгнав? Мать? Из-за ревности? Из-за того, что выставила его дурачком? Кого больше презирал? Мне не совсем понятны мотивы его затяжной деградации.
И к матери все же проснулась жалость, к отцу нет. Значит, больше отца презирал? Хотя, в его глазах то финт выкинула мать.
Как думаете?


Наташа, правильно ли я понимаю, что мы обе исходим из того, что в критический момент оба взрослых (ребенка пока в расчет не берем) поступили неверно ?) Оба они привыкли к определенному шаблону в отношениях и преодолеть его рамки не смогли. Я виню обоих в случившемся, в развале семьи и сломанной судьбе ребенка. Мне совершенно непонятна позиция Люси. как можно было оттолкнуть сына и почему она решила поставить мужа перед выбором ? И тут возникает вопрос: а возможна такая ситуация в жизни или автор намеренно сгустил краски ? Как думаете ?
С отцом у него никогда не было должных отношений и соответственно близкой духовной связи и презирал он его просто как представителя мужского рода, которому предпочли другого. Значит, он не так и хорошо. Я так думаю. А с матерью, с которой до этого были духовные отношения, то и наладить мосты легче, тем более когда обида поостыла, да и отца не стало. И жизнь зачастую подтверждает тот факт, что дети, пусть даже матери бросили их, все равно их любят и тянутся к ним несмотря ни на что.
А вы что думаете ?


Да, я тоже считаю, что родители виноваты оба. Их отношения это их отношения, нельзя было впускать туда никого, даже родного ребенка. А ненамеренно впустив, надо было работать над своими ошибками, хотя бы ради ребенка, которого они любили.
Мне понятна позиция Люси, как неумной красивой женщины, но совершенно непонятна как любящей матери. Любовь матери, если она есть, она есть. Любовь заявлялась, мы не можем допустить, что она принадлежала к типу женщин, лишенных материнского инстинкта. Поэтому, я считаю, что ситуация перевернута. Исходя из того, что они были близки (мать и сын) я бы поверила если бы они за те 10 дней все обсудили, поплакали, она бы нажаловалась на отца, мальчику стало бы жалко ее и дальше они вдвоем дружили бы против отца. Травма? да, никуда не делась, но начала бы сходить на нет. Он почему то выбрал отца, хотя отец на него давил всю жизнь. Не верю в этот поворот.

Или ладно. Выбрал отца. Вообще-то отец приехал, потому что звонок был тревожный - сын умолял его забрать. И что же? Забрал? Где его хваленный ум? Опять таки, надо было забирать. Любишь правду? Объясни, что так бывает, плохо бывает, но это дело наше, сынок, мы с мамой решим как жить, но ты уж ее прости, потому что к тебе это отношения не имеет, тебя она любит.

У меня и к сыночку претензии. Ладно, пубертатный период, сложно разобраться. Но потом? Умный, образованный, красивый, талантливый. Со средствами. Мстил? за их неумность? А сам? Умный?


Если коротко, то я считаю, что в жизни все было бы по-другому. В жизни - кто-то один из родителей переманил бы ребенка на свою сторону и обратил в свою веру.
И еще я считаю, что Тони взрослого разрушало не шокирующая сцена матери в постели, а то, что его бросили родители. Свергли, превратили в сироту. Но похоже, автор считает, что сцена. Судя по отношениям с женой этого Тони.


вот тут я с вами полностью согласна: и по абзацу выше, и по последнему пункту. Сам факт того, что он не стал нужен родителям и предопределил всю его дальнейшую жизнь и неосознанное саморазрушение, но уж никак не сцена матери в постели.


а мне кажется, в этом романе есть что-то личное для Шоу, у него больше нигде нет таких героев...
Так что возможно как раз в жизни было именно так, и писатель попытался предположить, почему именно. Хотя простого ответа здесь быть не могло.


Возможно. Но обратите внимание, от лица Тони очень мало экзистенциальных монологов. Тирады от отца, метания матери и просто в дымке - разрушающийся злой Тони.
Почему такая реакция?
Ему было брезгливо, что его (и только его любимая) мама совершает какие то нечистоплотные действия вообще, а он и не в курсе всю жизнь ?
Обидно что совершает с его наставником? Он осознал свою роль дурачка?

А потом? За что мстил презрением? За изгнание? За тряпичность отца? За распущенность матери?

От Тони об этом ни слова. Один раз всего он высказался о том, что правда должна быть соразмерной уму ребенка. То есть, автор сам не знает? Или знает и молчит?


Мне кажется, автор пытается найти ответ. Или сравнить свою версию ответа с другими, возможными. И понять, как должен был вести себя уже взрослый Тони.
Поскольку Тони, конечно, невероятно инфантилен. К сожалению, он не сумел повзрослеть, и простить своих родителей. Поэтому продолжал их презирать, ненавидеть... И тут мне кажется, возникает вопрос ответственности самого Тони за развитие семейной истории. Мы встречаем его в финале выросшим, но совершенно не повзрослевшим. И со своим сыном, и со своей женой он общается не как отец и муж. Ему удобно оказалось использовать образ оскорбленного ребенка, и он косячит уже в своей собственной семье.


Верно.
А еще, тот факт, что литература все таки американская имеет значение. Поведение Люси преподносится как типичное для американки того времени. Друг семьи, доктор, говорил, что они так утверждаются. Еще и название книги "Люси Краун". Почему ее имя?
Кроме того, у них так с детьми не носятся. Может, в той реальности и возможно такое стечение обстоятельств.
Я у автора читала "Хлеб по водам", вижу общие моменты.


я у автора читала почти всё


Что порекомендуете читать у него?


"Молодые львы", "Богач, бедняк", "Растревоженный эфир"...
Он мне вообще нравится, редко подводит.


Спасибо


искренне не рекомендую только "Ночной портье" - никакой связи с фильмом Лилианы Кавани, просто крайне слабая вещь.