Больше рецензий

21 февраля 2018 г. 18:58

552

3.5

Сборник при всём желании нельзя назвать детским.
Слишком взрослыми проблемами переполнены здесь сказочные сюжеты.
Слишком похожи сами сказки на бытовые зарисовки. Причём и быт предстаёт здесь с самой неприглядной стороны. Так что от непривычных блюд со скатерти-самобранки иной раз тошнит, и приходится лечиться водочкой. Увидевший джинна человек вызывает себе психиатричку, подозревая белую горячку. Верный оруженосец бросает прекрасную принцессу, стоит той залететь. А известный сюжет о Дюймовочке напоминает полную чернуху.
Взрослый или хотя бы развитый подросток, конечно, может понять то, что хотел сказать автор.
Хотя бы потому, что может где-то узнать ситуации и вообще проникнуться атмосферой.
Посочувствовать королю, который так и не может ни поступиться своими принципами, ни стать политической марионеткой.
Поиронизировать над рыцарем, который в нынешнее нерыцарские времена мечтает убить дракона. Или над изобретателем, который в попытке осчастливить человечество забрался на единственный неоткрытый необитаемый остров – и там в одиночестве деградировал.
Понять фотографа, сменившего свою привычную серую жену на женщину яркую, и жестоко поплатившегося за это.
Вспомнить анекдот о том, что разумная жизнь не связывается с людьми именно потому, что разумная.
Или разумную мысль о том, что Человек – не хозяин Земли, а всего лишь пользователь, о чём не следует забывать даже при массовом увлечении техническим прогрессом.
Но это как минимум.
А как максимум через весь сборник проходит мысль о том, что вся человеческая жизнь крутится вокруг домашнего очага. Но именно дом и разъединяет людей. А ведь это важно – найти близкого человека, без которого жизнь неполна. Человека-брата не по разуму, а по глупости, потому что «только глупость, только пренебрежение презренной пользой, наплевательское отношение к рацио, это самое "право на тараканов" роднит одушевлённые существа».
И таки да, времена нынче не рыцарские.
Главная сказка сборника «КОРОЛЬ ЖИЛ В ПОДВАЛЕ» писалась в 90-е, и, вероятно, это отложило на неё свой отпечаток. Её Король напоминает выброшенного из жизни интеллигента, который не в состоянии ни адаптироваться к изменившимся обстоятельствам, ни поступиться прошлым, ни изменить своим принципам, а посему обречён. Это с одной стороны. А с другой – интеллигента такого типа, для которого народ всегда не тот. Посему такого возвышенного Короля не ценит. А ведь он был на прочих не похож, и даже шут у него был дурак. И на работе не ценит: ему в кругу себе подобных как-то спокойней. И в городе, избавленном им от зловредных чаек, не оценили: такая возможность сидеть на куче отбросов пропала. Ему бы в идеале народ, который и сам бы собой управлял, и ему не мешал бы реализовываться.
«СКАЗКИ НА ЗАСЫПКУ» и «ИСТОРИИ», в принципе, похожи друг на друга. Но первые более ироничны и пародийны: переосмысляются питерские легенды, сказки Андерсена, традиционные сюжеты. Вторые более серьёзны и подталкивают к философским размышлениям.
Пьеса «ТЕМНИЦА» - создана для тех, кто любит искать глубинный смысл. Представьте: одиночная камера, а в ней Персонаж. Неизвестно, сколько времени он там сидит и за что. Главное – он вполне приспособился и по-своему счастлив. Пока не появляется Герой и не начинает всё портить…