Больше рецензий

15 февраля 2018 г. 16:57

2K

2.5

Я знала заранее, что «Псоглавцы» не относятся к однозначно любимым публикой романам Иванова, мнения о них разнятся. Но я никак не ожидала, что это окажется по-настоящему слабым текстом.

Начнем с того, что слог не понравился сразу. Никаких конкретных, бросающихся в глаза недочетов, но смысл прочитанного норовил ускользнуть от сознания, как холодная склизкая рыбина – из рук. Что ж, это бывает, мое восприятие не совпало с авторским чувством языка – мои проблемы. Перейдем к сюжету.

Трем молодым парням, не знакомым прежде друг с другом, предлагают странную работу: отправиться в вымирающую деревню и снять в местной полуразвалившейся церкви редкую фреску. Дело не только во фреске: на ней изображен святой Христофор в виде человека с собачьей головой, и парням требуется выяснить, какую роль несет образ псоглавца в культуре местного населения. Обязанности распределяются так, что двое заняты фреской, а третий, главный наш герой Кирилл, должен шататься по деревне и общаться с пьяницами и старушками, расспрашивая их о псоглавцах.

Вообще-то интересно. И поначалу даже жутко: еще не успели к деревне подъехать, как уже встретили странную девушку, то ли немую, то ли просто молчаливую, которая напугана чем-то до полусмерти. Да еще собаки какие-то на холме мерещатся… В общем, интригует, и даже не хочется брать в расчет нелепость завязки: некий музейный фонд нашел исполнителей через автоматический анализ ЖЖ, по постам парней определивший, что они подходят, и отправил работать со старинной хрупкой фреской молодых бестолочей, которые никогда в жизни ничего общего не имели с реставрацией, археологией или хоть чем-нибудь еще близким к делу.

Но дальнейшее развитие (или отсутствие развития) сюжета рубит на корню любой интерес. Обосновавшись в деревне, трудяги разделяются на две команды. Напарники Кирилла почти круглосуточно заняты фреской, а сам Кирилл чередует три вида деятельности.
Первое – Кирилл общается. И это самая интересная часть романа: пропитый наглый молодой мужик, зашуганная девушка, местный хитрозадый делец, горестная старушка, бывший з/к – все это яркие и интересные типажи. Если бы только тем Кирилл и занимался, получился бы хороший роман о нищей, вымирающей и деградирующей русской деревне. Но нет.
Второе – Кирилл ищет, где бы побояться. Почти сразу без каких-либо причин ему всюду начинают мерещиться псоглавцы, порой это доходит до идиотизма. Какой-то дядька косо посмотрел из-за забора – ой все, то псоглавец лютый вселился в его разум и щас как кинется. Но ладно бы только это, Кирилл все время без повода лезет на рожон. Что-то зашуршало в пустом здании – классно, пойду один осматривать каждый угол. Пустая церковь – здорово, отправлюсь туда ночью. Наверное, в лесу и прячутся псоглавцы – супер, давно не гулял по лесу. Задымленные безлюдные карьеры тлеющего торфа – зашибись, прыгну-ка в канаву, потом разберусь, как выбираться из нее. Логики в его действиях нет вообще, вся мотивация: что-то потянуло, почему-то пошел. Если и была какая-то конкретная цель, к концу вылазки он о ней обязательно «забыл» В большинстве случаев результат его походов тоже нулевой, он просто обделался от страха и вернулся на базу, а сюжет не сдвинулся с места. Когда такой поход случается в первый раз, конечно, нам намекают, что в фильмах-хоррорах так оно и бывает, герой как под гипнозом идет в самый страшный подвал, где прячется бабайка. Так-то оно так, но оправдание срабатывает ровно один раз. Даже если это была аллюзия на хорроры, одного, ну двух таких бессмысленных вылазок было бы достаточно, чтобы читатель оценил красоту отсылки. Весь сюжет на этом строить зачем?

Ну и третье – Кирилл гуглит. После каждой вылазки в люди он садится за ноутбук и вбивает какой-нибудь запрос, после чего читателю выдают реферат на заданную тему объемом в несколько листов. И опять же, когда в первый раз таким образом подается справка о псоглавцах, читатель (в моем лице) проглатывает наживку и читает с интересом. Но эксплуатировать не самый ловкий прием пять или шесть раз за небольшой роман – это перебор. Мягко говоря.

Мотивация, обоснование, логика – все эти немаловажные для крепкого романа штуки трещат по швам и разваливаются в прах прямо на глазах. Как будто целью всего происходящего было написание курсовой работы о псоглавцах, раскольниках, скитах, вере, и в качестве итога этой работы – понятие сабджекта, изобретенное автором, как я понимаю. Насильно читать этот научный труд никого не заставишь, поэтому он был замаскирован под роман по принципу дешевых обучающих программ для детей. В таких программах есть яркая картинка, милые персонажи и веселая музычка, но по сути сделать обучение интересным даже не пытались, нужно решать все те же скучные задачки.

Книжное путешествие, карта 12, ход 5, поле 11. Единорог из Пустыни Сковородка — Привет, ФФантGame!

Комментарии


А что такое сильный текст, на ваш взгляд?