Больше рецензий

13 февраля 2018 г. 14:39

893

4.5

в венеции времен вивальди
устроить праздник не вопрос
то карнавал то на соседа
донос


Историк оперы Патрик Барбье просто взял и написал музыкальную биографию города. Вивальди здесь отводится роль метронома, события его жизни служат лишь отметками короткого Золотого века республики. Впрочем, достоверных сведений о маэстро крайне мало, а Барбье надо отдать должное, измышлениями не занимается и не старается приукрасить ни город, ни героя. Книга от этого только выигрывает, поскольку в Венецию обрисованную автором веришь.

Единственное, что немного подпортило впечатление от чтения - некоторая корявость перевода.

Иногда зрители присоединялись к игре и принимались метать в бойцов черепицу, кипяток, табуретки, домашнюю утварь и всё, что можно бросить

Мам, кипяточку скинь, мы тут с пацанами играем

Но главный ляп случился с титулом La Serenissima. Я встречала разные варианты: Сиятельная, Светлейшая, Безмятежная в конце-то концов, но как, объясните мне, в книге, рассказывающей о праздниках и музыке Республику назвать Тишайшей? И это после многочисленных описаний торжеств периода барокко, когда каждое следующее обязано быть роскошнее предыдущего - иначе зрители, памятуя о былом зрелище, не получат того удовольствия, на которое рассчитывали.

Праздников было множество: к церковным добавлялись политические и исторические для республики даты, приезд иностранных послов и назначение чиновников на должности тоже не обходились без массовых гуляний. И, конечно, знаменитый венецианский карнавал, который в то время длился гораздо дольше и с большим размахом, чем сейчас. Как уверяет нас Барбье праздники были основой государственности и с этим трудно не согласиться. Карнавальные маски создавали иллюзию равенства, в оперу пускали представителей всех сословий, хватило бы денег на билет. А послушать пение воспитанниц оспедале мог и вовсе любой желающий.

Но все это великолепие, как неоднократно подчеркивает Барбье, не более, чем фасад, декорация к театральной постановке, загляни за кулисы и увидишь нечто не столь приятное. Например, жесткую конкуренцию за роль, новую постановку и даже среди приютов, которые также, как и театры жили за счет денег покровителей. Или другой пример, в свободолюбивой республике процветала система доносов. Но самое печальное, что Венеция той поры действительно жила праздниками, с точки зрения экономики представляя из себя мыльный пузырь, который вскоре лопнул. Впрочем, это уже совсем другая история.