Больше рецензий

Aleni11

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

7 февраля 2018 г. 00:46

2K

4 Как это было...

Шесть девушек-институток, шесть историй… очень разных и, наверное, очень субъективных. Ведь и девушки занимали в обществе разное положение, и воспитание получили разное, да и обучение проходили в разное время.
И поэтому кто-то больше рассказывает о связях обучения с придворной жизнью, кто-то больше говорит о себе, чем об институте, а кто-то пытается всесторонне осветить все стороны жизни этого учреждения. А будущая революционерка Вера Фигнер уже в юные годы делает попытки осмысливать происходящее вокруг нее с социальной точки зрения.
Наиболее полными и любопытными здесь, однозначно, являются воспоминания Елизаветы Николаевны Водовозовой, выпускницы Смольного 1861 года. Сама будущий педагог и писательница она уже в детстве имела склонность к аналитическому складу ума, пыталась не просто пересказывать события, но и давала им свою оценку. Хотя, надо сказать, оценка эта была, в основном, совсем нелицеприятной. Если в воспоминаниях других институток мы видит похвалу некоторым воспитательницам и преподавателям, упоминания об интересных происшествиях, еще какие-то положительные моменты, то у Водовозовой сложно найти что-то светлое в современной ей системе институтского образования. Тут прямо какие-то мемуары Джейн Эйр получились: холод, голод, наказания, воровство, процветающие жалобы и доносы, пустые головы преподавателей и воспитанниц и атмосфера полной безысходности.
Ни в коем случае не хочу усомниться в рассказе этой достойной женщины, но тут стоит помнить, что это именно ее восприятие действительности и реальность может немного отличаться. Хотя, если оценивать книгу в целом, то именно эти воспоминания выглядят наиболее логично и достоверно.
Достаточно живо и любопытно выглядят записи Татьяны Григорьевны Морозовой, ученицы Харьковского института благородных девиц до 1917 года. Хотя им явно недостает глубины и полноты. Это скорее краткие заметки по памяти.
В целом сборник получился познавательный и нескучный. Взгляд со стороны таких разных наблюдательниц дает возможность более-менее реалистично представить себе картину женского институционального обучения в разные годы своего существования. Хотя тут обязательно нужно помнить об индивидуальности каждой рассказчицы и очень условной объективности.
Ну и есть некоторые замечания именно к изданию. Иллюстрации в книге, слов нет, радуют. Но стоило бы немного более внимательно соотносить печатаемый текст и иллюстрационный ряд. Уж если речь идет о Смольном середины XIX века, то логично размещать и соответствующие изображения, а не первые попавшиеся подходящие к теме. А фотография императрицы Александры Федоровны, супруги последнего русского царя Николая II, с дочерями, когда речь идет об ее тезке Александре Федоровне, супруге Николая I, - вообще явный косяк издательства.
Но, повторюсь, в любом случае читается любопытно и нескучно.

картинка Aleni11