Больше рецензий

2 февраля 2018 г. 07:49

690

5

"Ихтис" Елены Ершовой крут. И, на самом деле, этим все сказано. Деревенский хоррор, ровно такой, каким он и должен быть: с правильным сочетанием детектива, ужастика и атмосферы богом забытой глубинки.
И автору эта атмосфера удалась на все сто. Нет фальши, наигранности или бездумного копирования Кинга с его маленьким городком на окраине штата Мэн. Все узнаваемо и точно передано.
Сюжет, на первый взгляд, типичный для жанра: журналист Павел приезжает в глухую деревню, чтобы разоблачить шарлатана, по совместительству главу местной секты – старца Захария. Но, как легко догадаться, происходящие здесь события не так однозначны: старца убивают, а среди его последователей начинается настоящая битва за Слово – таинственную силу, дающую возможность исцелять и даже возвращать мертвых с того света.
Павел до последнего будет пытаться найти всему происходящему рациональное объяснение, и читатель вместе с ним будет метаться между мыслями о чертовщине и тем, что все происходящее – не более чем фокусы сектантов. В конце романа вроде бы дается однозначный ответ о природе происходящих там вещей, но… Лично у меня осталось это «но» и отмахнуться от него так и не вышло. Вообще, Елена большой мастер причудливо переплетать фольклор и науку, описание чудес и их рациональное объяснение, реалистичных персонажей и жутковатую мистику.
Кстати, о персонажах. Главных героев двое, это журналист Павел и Степан, называемый «Черным игуменом», правая рука старца Захария. Каждый из этих персонажей копает эту историю со своей стороны и пытается разобраться в происходящем исходя из своих интересов. Эти два героя на самом деле не так часто контактируют между собой, мягко говоря, не ладят, но и антагонистами их назвать сложно. Скорее уж «Ихтис» - роман о противоборстве человека и его внутренних демонов.
«Демон» Павла – призрак давно погибшего брата Андрея, пытающийся захватить контроль над телом журналиста. Но призрак ли? Или просто персонифицированное и гипертрофированное чувство вины воплотилось в образе Андрея, брата Павла? И когда герой слышит, что «одна половина живет, а вторая гниет» не является ли это указанием на то, что сам Павел не желает отпускать прошлое?
В Ихтисе Павел олицетворяет рациональную сторону истории, до самого последнего момента он не верит в чудеса, пытается разоблачить старца Захария и других краснопоясников.
Степан, напротив, с самого начала знает о колдовской природе происходящего в деревне. И о Слове. Одержимость этим самым Словом, жаждой получить его становится личным «демоном» Степана. А ради достижения своей цели он способен на многое.
Краснопоясники – религиозные фанатики, собравшиеся вокруг старца Захария в надежде урвать свой кусочек чуда. Степан же – достойный лидер для этой паствы: харизматичный, жестокий, идущий напролом ради достижения своей цели и свято верящий в собственную богоизбранность. На контрасте с ним показан отец Спиридон – обычный православный священник, тем не менее, ведущий умные и толковые разговоры с Павлом. За этот образ хочется сказать автору отдельное «спасибо», потому что вменяемый священник в современной литературе - зверь редкий.
В Ихтисе даже второстепенные герои получились настолько живыми и яркими, что даже спустя два месяца я помню их всех: и «кошечку»-Лелю, и несчастную семью самоназванного миссии – Степана – Ульяну и Акульку, и Андрея, мертвого брата Павла, и участкового, и Кирюху, и… При этом нет ни одного лишнего персонажа, никак не играющего на историю.
В целом же «Ихтис» при всей своей фантастичности - это история, которая заставляет задуматься не только над сюжетом, но и над многими вполне реальными проблемами: отношения в семье, религиозный фанатизм, чувство вины, поиски чуда там, где вполне можно справиться своими силами. А еще это самый хороший детектив и по-настоящему леденящий кровь хоррор.