Больше рецензий

Kelderek

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

29 января 2018 г. 17:55

3K

4 Глупая поэзия

«Майя» Адамса оставляет двойственное впечатление - блестяще написанная и, одновременно, абсолютно разочаровывающая книга. Закрыв ее, какое-то время не можешь понять, как такое может быть.
Хотя объяснение довольно простое: писать хорошо, богато, обильно, эмоционально – на сегодняшний день недостаточно. «Майя» - роман несовременный по форме, по стилю, по технике. В этом его сила и привлекательность (поток событий не ослабевает, а описания такие, что позавидуешь), в этом его слабость, вызывающая острое чувство досады.
На обложке написано: «Майя» - это отражение моей веры в природную, неотъемлемую чистоту женского духа» (Р. Адамс).
Если замысел был таков, то легко понять причины провала книги: и вера нынче неуместна (лучше бы знание и сознание, и, соответственно, тексты, на него опирающиеся), и чистота духа – вещь глубоко сомнительная (все грешны, никто не свят, а уж от природы тем более).
Для воплощения природности женского духа Адамсу могло бы хватить и первых страниц, там, где изображено купание Майи. Какой смысл было развозить свою веру на толстенный том - загадка. В какой-то момент это понял и сам автор, и тут же, поубивав кучу действующих лиц в стиле самой дешевой беллетристики, резво свернул роман, в котором вполне могло быть и две тысячи страниц, и десять тысяч, а не девятьсот.
«Шардик» был книгой мудрой, «Майя» поразительно, нарочито бездумна. Такой замыслена. Авантюрный роман в чистом виде. Героиня путешествует по лесам, горам и долинам. Из королевских покоев она попадает в крестьянскую хижину. У ее ног работорговцы, солдаты, аристократы и жрецы. Она сама – то крестьянка, то рабыня, то богиня. Святая проститутка – мечта любого мужика.
Но Адамс сам загнал себя в тупик, поскольку написал книгу не о живой, настоящей женщине, а о некоем символе вечной женственности, и таком, который мил, в первую очередь среднестатистическому мужскому сердцу. Это и убило в итоге всю книгу.
«Майя» - эротическая греза поэта, мечта престарелого писателя. В качестве грезы и поэзии она прекрасна. Но как роман, нечто прозаическое ее следует оценить не слишком высоко. Потому что в книге нет места мысли и психологии.
Понятно, что книга о девушке, чьим достоинством ум не является, не может быть интеллектуально насыщенной. И все же в поле зрения Адамса попадает многое из того, что нуждалось бы в умном взоре. Однако автор скользит по эпической поверхности и не отвлекается на анализ и психоанализ.
Мир «Майи» подчеркнуто языческий, яркий, бесстыдный. Это мир до пришествия Спасителя-Шардика. И сладкая плоть слишком увлекает за собой самого автора. Поэтому хочется поспорить с рецензентами, утверждающими, что Адамс демонстрирует в романе четкость моральных оценок. Ну да, на уровне чужеродных интеллектуальных вкраплений, таких как речь лекаря Нассенды о рабстве, разъедающем Бекланскую империю – оценка присутствует. Но в целом трудно не определить развернутые описания сексуальных утех и пиршеств иначе как упоение. Адамс полностью слился со своим персонажем и потому утратил в «Майе» право моральной оценки. Ведь сама героиня, равно как и ее чернокожая подруга Оккула, если внимательно присмотреться, стоят по ту сторону добра и зла.
Конечно, все это можно оправдать отсутствием необходимого нравственного мерила, каковым стали в «Шардике» медведь-Спаситель и Кельдерек. Но слушать оправдания нет желания.
Да, Адамс добивается в своей книге единства предмета и метода. Это-то и разочаровывает. Потому что не хочется ни подобной гармонии, ни такого рода героини.

Книжная база