Больше рецензий

brunhilda

Эксперт

Читаю то, что хочется, пишу то, что думаю

10 января 2018 г. 00:31

1K

4.5

Мне до сих пор непривычно писать рецензии на те книги, по которым мы учимся, и это как раз один из наших учебников, по которому мы разбирали основы построения сценария и построение конфликта в сюжете. Поэтому если вы ищите книгу про кино и театр из спортивного интереса смело идите мимо этой книги, потому что вы не поймете ни слова.

Это, как и "Букварь сценариста" учебное пособие для студентов театральных ВУЗов, но в отличие от Молчанова, в данной книге упор сделан именно в сторону психологии и построения конфликта. Ведь, по сути, в основе любого фильма или сериала лежит конфликт, и неважно, конфликт это между героями или же это эмоциональный конфликт одного отдельно взятого героя. Без умения построить в сюжете конфликтную ситуацию нет сценария, а если нет сценария, то тогда нет и фильма или сериала.

Дальше...

Как я уже сказала, в основе данной книги лежит именно психология. И учебник этот расчитан на тех студентов, которые знают о том, кто такие Фрейд, Адлер, Юнг, Кэмпбелл и др. И именно их труды лежат в основе. Допустим, учения Зигмунда Фрейда о психосексуальном развитии личности, Эрик Эриксон и его работа о нормативном конфликте, К. Г. Юнг с его архитипами личности. Все, что мне известно, как психологу было и здесь, но раскрыто это все было с точки зрения не просто личности человека, а героя, которого мы пишем сами. Ведь герой пишется с живого человека, не обязательно это полная копирка личности Васи Васильева, чаще всего, это образ собирательный, а иногда, и вовсе придуманный сценаристом от начала и до конца. Но тем не менее, герой должен обладать тем же набором качеств и свойств характера, как и мы с вами. Например, если нам нужно прописать характер, то придется обратиться к теории темперамента К. Г. Юнга . А если нам захочется внести некий элемент воздействия на зрителя, то можно создать героя с психологической травмой или комплексом неполноценности, а для этого нам придется обратиться к работам Альфреда Адлера .

С первого взгляда все кажется очень сложным все эти учения, да еще и переложения их на киношный лад. Да, не буду скрывать, это сложно. Мне действительно было сложно первое время, даже не смотря на то, что я имею образование психолога и соответственно, все вышеназванные труды я учила, читала и зубрила, потому что это требовалось. Честно скажу, я со времен психфака ненавижу фрейдизм, и когда я увидела имя Фрейда в учебнике по сценаристке, я просто завыла. Потому что, во-первых, это действительно материал очень сложный для восприятия, во-вторых, очень нудный. После него действительно закипает мозг. С одной стороны, мне было проще, т.к. я знаю о чем идет речь в первоисточнике, а с другой, это мне очень сильно мешало, т.к наслаивалось одно на другое. В учебнике Индика для некоторых этот материал может показаться действительно сложным, но поверьте, здесь он намного проще и понятнее дан, чем дается у самого Фрейда. По крайней мере, спасибо уже за то, что здесь нет кучи непонятных определений и той "воды", которую в своих трудах любит не только дедушка Фрейд, но и все остальные психологи.

Весьма интересен для меня был и Джозеф Кэмпбелл с его "Тысячеликим героем" , он культуролог, всю жизнь занимавшийся мифологией, что к психологии не имеет особого отношения, но его работа является основой для описания личности героя и его жизни. Все это было настолько интересно, что я всерьез задумалась над покупкой бумажного экземпляра его работы - хочется ознакомиться с ней более подробно.

Неожиданно, но книга оказалась очень полезной. Я давно не встречала учебной литературы настолько хорошо составленной и продуманной. Здесь действительно нет ничего лишнего, никакой воды и ненужных рассуждений, только то, что нужно знать студенту и то, что действительно понадобится. Советовать ее я не осмелюсь, данную книгу поймет не каждый, но если вам нужно изучить ее для учебы или работы, то берите смело, оно того точно стоит.

Комментарии


Да, самое интересное тут и правда то, как психологические приёмы работают в литературе, кино с персонажем


причем, зная все эти приемы можно запросто написать книгу