Больше рецензий

elefant

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

9 января 2018 г. 21:48

260

4

Естественно, вряд ли найдётся человек, который бы не был знаком с творчеством Эрнеста Хемингуэя или хотя бы не слышал о его романах. Однако насколько они автобиографичные, и так ли соответствует действительности тот образ, что старательно культивировался вокруг этой персоны и так бережно поддерживался самим писателем? На все эти вопросы и старается ответить д’ Ардивиилье. Автор – ярый поклонник творчества писателя ещё с самого детства, и этой ангажированности он не скрывает. При этом Альберик пытается представить на суд зрителя не яркий фантик, красивую сладкую конфетку, которую так привыкли поглощать ценители творчества Эрнеста Хемингуэя.

Его герой – не лишён человеческих пороков, он чрезмерно самоуверен и горд, любит выпивку, а ещё – приукрашивать свои подвиги: особенно хорошо это видно на примере молодого врача из Красного Креста в годы Первой Мировой (глава «Итальянские раны») или журналиста-добровольца на испанском фронте Гражданской войны («Испания, солнце и кровь»). Он чрезмерно влюбчив, даже не пытаясь сопротивляться огненной любви, бросает своих жён с детьми в нищете и женится на более обеспеченной. Так в 1927-ом он оставляет Хедли с малолетним сыном, и жениться на её же подруге Полине, обеспечив себе, таким образом, неплохое будущее. Правда, судьба вернётся бумерангом и ветреного Эрнеста не удержат даже деньги, неплохое положение, слава… и новый сын от новой жены – он не из тех, кто способен остепениться… Новые романы, любовницы, путешествия, азарт. Жажда адреналина приведут его в военный Мадрид – а там и к новым любовным увлечениям – с Мартой Геллхорн. Кому то может показаться, что он искал смерти, иным – справедливость (посему и примкнул к республиканцам). Однако автор, да и сам Хемингуэй с лёгкостью опровергают этот миф. Есть у него и про зверства республиканцев и про отвращение к смерти, но ещё больше – про жажду писать и путешествовать, ибо эти два явления связаны неразрывно.

Многие обращают внимание на совсем небольшой объём книги, что честно говоря, меня также удивило. Ведь сказать можно о многом. В книге очень много высказываний Эрнеста, отдельные эпизоды из его биографии подтверждаются выдержками из его же художественных произведений – рассказов и романов Хемингуэя, при этом д’ Ардивиилье постоянно подчёркивает словами самого Эрнеста – в жизни и его романах нет никакой связи. Хотя по ходу чтения книги, как раз напрашивается обратный вывод. Кажется, даже сам Альберик порой не очень верит в то, что пишет, по крайней мере, противоречия возникают довольно часто.
Бросается в глаза и отсутствие единого подхода к структуре написания книги. Автор то придерживается хронологического принципа (с первой по четвёртую главы), то вдруг возвращается назад и скачет по всем вехам биографии, уделяя отдельные главы корриде (глава 5), африканской сафари (глава 6). А затем вновь возвращается к хронологическому принципу.

В целом автор попытался не просто создать сухую биографию писателя, но наполнить её некими красками. Однако фрагментарность повествования оставили несколько противоречивое впечатление. Чувствуется, что автор книги многое хочет поведать своему читателю, но скачет при этом по верхам. Одержим манией преследования ФБР в заключительные годы жизни? А чем это было вызвано и какую роль сыграли окружающие? Меняет жён довольно часто? Каковы же обстоятельства при этом стали причиной, ведь это не простой эгоистический шаг? Виден главный герой книги – сам Эрнест Хемингуэй, при этом лишь скупое упоминание о его друзьях, жёнах, ещё реже – детях, и всех тех, кто его окружал и действительно оказал важное влияние. Будто их и не было вовсе? Всё же для первичного знакомства с личностью великого писатели этого достаточно, но не более того.