Больше рецензий

26 ноября 2017 г. 11:50

2K

5 Песочные Часы

Только один факт заставлял если не помрачнеть, то точно расстроиться – Зона у каждого из авторов получилась своя. Если у Орехова Зона – место, где вполне можно жить, имея при себе ствол, сноровку и держать ушки на макушке, то, скажем, в «Дезертире» Алексея Степанова мы видим упадок не самой Зоны (заброшенные деревни, заводы, груды ржавых остовов автомобилей), а упадок самих сталкеров, готовых друг другу перегрызть глотку за право доминирования на мелком клочке земли. Для таких людей понятие дружбы как таковой не существовало. Это не идет ни в какое сравнение с войнами кланов. Тем не менее, успех «сталкерской» серии дал зеленый свет для ее развития и поднятия планки качества.
Собственно, именно это сейчас и наблюдается – посмотрите на книги Калугина, Шалыгина, — все-таки профессионализм сказался на качестве романов. Одна беда – мнение о Зоне у авторов складываются порой очень противоречивые (приведенные выше «Зона поражения» и «Дезертир» — яркий тому пример). Тут не последнюю роль играет то, что писатели создавали свое видение Зоны в большинстве случаев лишь на основе тех указаний, что им дали разработчики игры S.T.A.L.K.E.R. Так и хочется иногда всучить работникам пера мышку с клавиатурой и отправить в виртуальный рейд в Зону…
И вот тут на сцену, при свете софитов и апплодисментах публики, выходит писатель «из народа» Сергей Недоруб, автор невероятных «Песочных часов». Вот что действительно не хватало «сталкерской» серии – фанатского видения. Пусть и до «ПЧ» выходил сборник фанфиков «Тени Чернобыля», но и он уступает произведению Недоруба по всем показателям. В каждом слове, в каждой букве книги чувствуется та самая атмосфера Зоны из S.T.A.L.K.E.R. Можно сколь угодно писать о хорошо прописанных характерах героев, насыщенности событий, но эти слова будут бледны на фоне тех ощущений, что дарит чтение романа. «Песочные часы» — роман прежде всего о Пути, который должен найти каждый человек, и найдя, не сворачивать ни при каких условиях с него. Давайте посмотрим на героев.
Марк. Первый сталкер на Земле. Безусловно, персонаж, коих серия книг S.T.A.L.K.E.R. еще не видывала. От него веет фанатизмом, порожденным не безумием, а сердцем. В тот момент, когда он не дождался Полины и нашел Черный Кристалл, он определил свой путь, свою судьбу и цель – во что бы то ни стало вернуть любимого человека. Тут очень кстати вспоминается фраза «Нет судьбы», кроме той, что мы сами творим». Марк — не стандартный персонаж, не штамп и не калька. Индивидуальностью от него сквозит еще в первой главе, где он на глазах остолбеневшего Бергамота одолел химеру необычным способом. Первоначально эта индивидуальность не идет ему в пользу: к нему относятся скептически, даже Сидорович, предложивший новичку принести хвост псевдособаки, и получивший неожиданный отказ. Но затем находится человек, который видит в нем того, который достоин подражания – молодой сталкер Орех. На протяжении всей истории ничто не способствовало разрушению его веры в Марка, веры в то, что он снимет Заслон. Так выходит, что и у Ореха есть свой Путь в Зоне – учится у достойного учителя.
Сенатор – самый необычный персонаж «ПЧ». У читателя не раз будут возникать в голове размышления по поводу этого сталкера. Не случайно он рассуждает здраво в, казалось бы, безвыходных ситуациях, и философствует о насущных проблемах человечества. При себе он носит целый арсенал холодного оружия, а сам не расстается со своим одеянием – плащом с капюшоном. Вплоть до двадцать второй главы личность Сенатора будет оставаться загадкой. А ответ не нее будет нетрадиционен. Сенатор признает, что их цивилизация пусть в плане развития и обошла земную на пару поколений, но проигрывает землянам в самоотверженности и понятиях о моральных ценностях.
Даже у Эльфа, олицетворения слабого и злобного существа, есть Путь, но неверный – трусость и алчность сделали свое дело.
Недоруб, продолжая традицию Алексея Калугина («Дом на болоте»), предлагает нам совершенно иначе посмотреть на некоторых обитателей Зоны.
Необычно будет об этом писать, но химера, которая лишилась благодаря Марку своего потомства, тоже может являться действующим лицом. Понятно, что ею ведет ненависть и возмездие за убитых детей, это лишь подтверждает материнскую любовь к ним, готовность отдать собственную жизнь за продолжение их жизней.
То же самое относится и к Апельсину — полтергейсту по сути, но необычайно доброму и не лишенному гуманизма существу (не любой человек будет так отчаянно помогать в особо сложном положении, как это делал Апельсин).
Безусловно, в «сталкерской» серии полтергейста-сладкоежку необходимо поставить в один ряд с зомби Бенито.
Пожалуй, единственным персонажем переднего плана без ясно выраженного Пути остается Борланд. Сталкер, обладающий всеми навыками для выживания в чернобыльском аду, так и не выяснил, для чего он затеял эту игру с Зоной. Да, он обрел славу, уважения, но того стержня, который есть внутри Марка, Сенатора, Ореха и ведет их по Пути, к цели, у сталкера нет. Он сам осознает это, и Борланду хочется так же сочувствовать, как и остальным героям романа.
В плане драматизма «Песочные часы» спокойно обходит большинство своих конкурентов по серии. Стрельба обоснована, а диалоги не прибиты грубым гвоздем к происходящему, а гармонично вплетаются в один общий и единый канат. Несколько раз у читателя может измениться отношение к некоторым героям (взять того же Эльфа или Технаря). Даже у такого предателя, как Технарь, имелось сердце. И его не станешь судить за предательство – он просто делал все возможное для того, чтобы его дочь жила.
Очень растрогали два момента: эпизод в главе «Призрачный поцелуй», где сталкеры в туннеле встречаются с девушкой-призраком, и сцена Марка и Полины в главе «Путь сталкера». В первом случае проявляешь большое сострадание призраку, во втором – видишь светлые чувства и искренность отношений между любимыми.
В фантазии Сергею явно не откажешь. Вспомните, например, сцену в восьмой главе. Тут я не удержусь и приведу отрывок из нее.
«Марка вывел из оцепенения непонятный треск. Он какое-то время поискал источник звука и увидел, что напротив него сидит Эльф с нацеленным пистолетом и постоянно нажимает на курок. Оружие дергалось вхолостую, затворная рама была зафиксирована в заднем положении. Обойма была пуста.
– Ты чего? – спросил Марк и поразился тому, как звучит его собственный голос.
Он почувствовал рядом чье-то присутствие.
– Возьми шоколадку, сталкер, – сказал человек голосом Борланда. – Отлично снимает стресс.
Марк чуть улыбнулся, затем рассмеялся с закрытыми глазами.
– Ты мне уже давал, – сказал он. – Что, мне у тебя все съесть? Да и потом, у меня и у самого…
Марк поднял глаза и осекся.
У Борланда не было половины головы. Ее словно криво скосили. Улыбка манекена застыла на изуродованном лице.
– Возьми шоколадку, сталкер, – сказал страшный человек.
Марк открыл рот, чтобы издать такой крик, какого еще не было ни разу издано в Зоне, как прогремел выстрел. По тому, как пробежали волны по призраку, было ясно, что стреляли в него.
Призрак издал немой вопль, окатив Марка жарким воздухом, расплылся и уплыл дальше в сторону Агропрома.
– Возьми шоколадку, сталкер, – послышалось издали.
Настоящий Борланд все еще сидел с дымящимся пистолетом в руке.
– Ты посмотри, – удивился он. – Уже и меня пародировать стали».
Здоровый хороший юмор – тоже неотъемлемая составная «Песочных часов», помогающая персонажам преодолеть стресс во время тяжелых ситуаций. В связи с этим снова цитирую:
«Сзади послышались чьи-то подпрыгивающие шаги. Сталкеры обернулись.
– Ну все, Орех, держись, – сказал Борланд.
– Что я? – спросил парень напуганно.
– Машинист поезда щас надерет тебе задницу за отстреленное колесо».
«– Встань, – велел он (Борланд) водителю, смотревшему на него с ужасом.
– Мы кого-то сбили…
– Наш сотрудник уже оказал ему помощь.
В подтверждение его словам прозвучала очередь из автомата Ореха где-то в нескольких метрах позади автобуса».
Примеры можно еще долго приводить.
Отличительная черта романа – непредсказуемая история. Она на все 100% оправдывает все 186 страниц в Word’е. Начинаясь стандартным повествованием, «ПЧ» трансмутируется в детектив, смешивается в нужной концентрации с экшеном и философскими идеями и завершается грандиозной одой о человеческом самопожертвовании и самоотверженности. Наблюдать как завитой в тугую пружину сюжет выравнивается и заполняет пробелы – ни с чем не сравнимое удовольствие.
Из недостатков — лишь очень малочисленные грамматические ошибки и общая сложность повествования. Но при всех перечисленных преимуществах на этом не хочется заострять внимание.
Прочтите «Песочные часы» — и вы задумаетесь о собственном Пути и о его поиске.
«В любом деле выбери направление и проложи себе рельсы, по которым поедет состав твоей судьбы. Без направляющих рельс поезд способен поехать, куда заблагорассудится – возможности безграничны. Но любое препятствие может оказаться для него роковым, каждая пропасть, каждый камень может сломать его. Если у поезда твоей судьбы будут проложенные тобою же рельсы, то он плавно и быстро покатится к цели. Путь для того и прокладывается, чтобы от него не отклоняться. Но со временем приходит умение делать на этом пути необходимые тебе ответвления»…