Больше рецензий

23 ноября 2017 г. 11:56

630

5 Митьки и "Митьки": трагическая феерия в трёх частях с эпилогом.

Часть 1. Митьки.
Легендарная книжка Шинкарёва, положившая начало всей этой обаятельной, нескладной движухе.
Было когда-то время, когда Дмитрий Шагин не носил тельняшку постоянно, но после этой книги можно считать, что не было и не могло быть. Всё митьковское обаяние, образ митька - симпатичного шалопая, все митьковские словечки и так далее - всё это именно в книжке Шинкарева расцвело и двинулось по всей стране (а потом и далее). "Дык", "ёлы-палы" - эти слова Шагин (и не он один) употреблял и до книжки, и вне её, но благодаря Шинкарёву у этих слов-паразитов появился смысл. Появилась какая-то система. Ритуалы употребления. В общем, он сотворил миф из хаоса, и так это получилось прелестно, мило и оттяжно, что словечки и образ митька в массовое сознание как вошли, так и не вышли до сих пор. Я знаю несколько "уральских митьков", которые и живописью, в общем, никогда не занимались (один, правда, рисует графику, но ничего митьковского в ней нет), и фильмы те не смотрели, и про митьковские песни и пляски не слыхали, может. Но уж очень лестно примерить на себя такой образ. И, к тому же, легко - сказал "Дык!..", приобнял какую-нибудь "сестрёнку" - и уже митёк. А что, не митёк, что ли? Конечно, митёк, почему нет? Шагин и сам говорил, что митьки - это, в общем, все хорошие люди (например, Моцарт).
И прекрасно. Миф - прекрасен. До сих пор очень многие, раньше с митьками не знакомые люди (в XXI веке такие опять появились), прочитав всё это, умиляются, смеются и начинают говорить "дык" вместо, например, "ну". И это, в общем, хорошо.
Только к реальной жизни и реальным митькам всё это почти перестало иметь отношение.

Часть 2. Материалы к истории движения.
Материалы - они и есть материалы. Это разные статьи и очерки, написанные Шинкарёвым по разным поводам (иногда даже немного "из-под палки"). Миф углубляется, обрастает подробностями и приобретает связи с реальностью (ой, митьки-то давно бросили бухать; ой, не такие уж они неудачливые бессребреники; ой, не так уж гладко у "братушек" между собой бывает...)

Часть 3. Конец митьков.
А тут уже, с одной стороны, крушение мифа - потому что группа-то распалась (хотя и до сих пор существует в режиме "Ленин и дети", т.е. Шагин и какие-то чорт знает кто, их и на афишах-то не всегда пишут). Почти все братушки-зачинатели от Шагина сбежали, устав от его самовлюблённости, стяжательства и подковёрных интриг. А Шагин почти перестал заниматься живописью ещё в начале 1990-х и занимается, по большей части, самопиаром. Так она до сих пор и ковыляет, группа художников "Митьки", из которой ушли почти все настоящие митьки, - никому теперь уже особо и не нужная. Хотя Шагин нет-нет, да и нарисует что-нибудь гениальное. Но - по остаточному принципу.
Считается (среди группы "Митьки"), что группа "Митьки" давно переросла статус просто группы художников. Они и кино снимают, и песни записывают, и то, и сё. Но это примерно как если бы Ринго Старр свой All-Stars band назвал бы The Beatles и катался с гастролями. Никто не посмел бы оспаривать заслуги Ринго в группе Битлз (да и вообще он не предавал рокенрол никогда, не то что Макка; так и Шагин, в общем, до сих пытается служить мифу и величию мифа - возможно, в том числе из этих соображений оттирая от мифа всех, кто изначально много в этот миф вложил), но все же понимают...
Так вот, крушение мифа. Благодаря этой части книга из баечек-сказочек-статеечек вырастает прям-таки в большую литературу. Парадокс: первая часть сама по себе - целый миф, что круче всякой большой литературы, но большая литература этот миф в себе содержит и в каком-то смысле круче этого мифа.
Вот вам и другая сторона.
Получилась-то не мемуарная книжка про петербургских художников, страдающих то от алкоголизма, то от зависти, то от мании величия, - получилась книга про человека, про людей, про дружбу, превратности судьбы и человеческую природу. И то, что в ней действуют люди, с некоторыми из которых я лично знаком (и какие-то истории слышал по-другому, с другого ракурса), только добавляет книге размаха, драматизма и - в конечном счёте - мифологического величия.

Так что прочитать книгу стоит даже тем, кто митьками и группой "Митьки" не интересуется. Хотя как ими не интересоваться после первой же главы первой части - я не представляю.

Ещё важная цитата:
Книга "Митьки" не о быте и речи Дмитрия Шагина, она даже не о митьках (я говорю об этом первый и последний раз в жизни; дайте раз в жизни растопыриться спокойно!). Она - о митьковском, о том, как избежать посредственности или тоски. О новом способе восприятия мира, адекватном любой эпохе; о подключении дополнительного органа дыхания, чтобы дышать веселым и спокойным воздухом. Сейчас я уже не разговариваю с Шагиным, ушел из группы "Митьки" - но митьковское мне по-прежнему интересно и всегда будет интересно.

И эпилог.
Не имеющий уже отношения к, собственно, книге В. Шинкарёва.
Сегодня в одном увлекательном московском заведении открывается выставка группы "Митьки".
Кто там будет (кроме, понятно, Дмитрия Шагина) - даже устроители, кажется, сказать не берутся.
Нарисовал ли Шагин хоть одну работу к этой выставке или привезёт какое-нибудь старьё из того, что не сумел раньше продать - никто не знает.
Но будет, конечно, весело, обаятельно, мило и беспечно. А как иначе? Митьки ж! Во-во.

Update, или Эпилог эпилога.
Шагин не приехал :)