Больше рецензий

13 ноября 2017 г. 17:19

131

0 Не только кинематограф

Режиссёр Эльдар Рязанов — явление масштабное, самобытное, яркое. Его творческая деятельность, охватившая практически пять десятилетий, напоминала своеобразное правдивое зеркало, в котором отражались сменяющие друг друга эпохи, характеры, нравы, царившие в обществе. И, наверное, будет справедливо сказать, что отечественный кинематограф, богатый неповторимыми талантами, без него всё-таки потерял бы многое: и не только укоренившуюся новогоднюю традицию ходить в баню смотреть «Иронию судьбы», но и значительную часть своего мелодраматического обаяния, повседневной лирики.

А вот Эльдар Рязанов-поэт — явление менее известное, менее признанное. Хотя некоторые его произведения знакомы многим, по фильмам, в которых они прозвучали, превратившись в песни. «Любовь — волшебная страна», «У природы нет плохой погоды», «Мчатся годы-непогоды» — это все он, Эльдар Александрович.

По своему собственному признанию, писать сознательно он начал в довольно зрелом возрасте, когда ему было уже за сорок. Существуют различные истории, рассказанные самим режиссёром, как он показывал свои произведения другу и композитору Андрею Петрову, который писал музыку к рязановским фильмам. И чтобы мнение Петрова было предельно объективно, он зашифровывал своё авторство, скрывался за именами существовавших или не существовавших поэтов. И стихотворения благодаря выбору ничего не подозревавшего композитора попадали в фильмы.

картинка Rainbowread

Сейчас стихи оформлены Рязанова в различные сборники, которые обычно называются строчками из самых популярных его песен «У природы нет плохой погоды», «Музыка жизни» и «Любовь — весенняя страна».

Стихотворное творчество Рязанова, так же как его режиссёрские творения, обширно и многогранно. Он писал в различных жанрах и формах: есть у него и шутливые песенки («Песенка корреспондентов», «Песенка о песенке»), и куплеты («Куплеты жизнелюба»). Не обходит он стороной и серьёзную любовную («Любовь»), философскую («Как много дней, что выброшены зря») лирику; имеются и пейзажную этюды («Апрель», «Январь», «Листопад»). Есть пронзительная и поражающая своей простой глубиной «Молитва», прозвучавшая в фильме «Небеса обетованные», есть сатирическое стихотворение-возглас («Жить бы мне в такой стране»), или же произведения, посвященные тяжёлому периоду болезни, когда режиссёр лежал в Боткинской больнице, и озаглавленные «Боткинская осень».

«В старинном парке корпуса больницы,
кирпичные простые корпуса…
Как жаль, что не учился я молиться,
и горько, что не верю в чудеса…»

И чем больше читаешь поэзию Рязанова, тем отчётливее понимаешь, как похожи эти стихотворения на его фильмы — такие же мелодраматичные, отчасти ироничные, во многом меланхоличные, философские и раздумывающие. Только грусти и меланхолии в них гораздо больше, чем в фильмах. Рязанов выступает везде как простой человек и воспевает в стихах повседневные радости жизни с точки зрения даже не поэта, а обывателя. В его стихах нет гениальных оборотов, неожиданных и острых тем, оригинальных подходов и революций в области формы. И когда их читаешь, создается впечатление, что это писал не великий режиссёр, обласканный славой, а простой человек, многое повидавший, многое переживший и теперь рассказывающий о своих чувствах, всем понятных. Рассказывающий просто, с большой долей самоиронии и с наблюдательностью очень чуткого и умного человека.

Наверное, поэтому из его стихов получаются замечательные песни. А лучшей из них для меня остаётся проникновенная «Молитва», которая в сочетании с голосом Елены Камбуровой, имеет почти магический эффект.

«Господи, не охнуть, не вздохнуть...
Дни летят в метельной круговерти.
Жизнь — тропинка от рожденья к смерти,
Смутный, скрытный, одинокий путь…
Господи, не охнуть, не вздохнуть!»

Поэзия Эльдара Рязанова — это ещё одна дверца в уникальный и замечательный мир потрясающего режиссёра и большого человека.

Оригинал рецензии на сайте блога «Радуга чтения»