Больше рецензий

rhanigusto

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

3 ноября 2017 г. 19:14

8K

2

…часть первая: псевдофилософская аберрация…

…уложенная в одно предложение, текстовая экспертиза «Аннигиляции» выглядит следующим образом: хромой и угловатый твиттер-романоид, двух сотен и пятидесяти шести страниц наполнения, избавленный от внятного начала и не обременённый осмысленным окончанием. Желаете ещё короче? Извольте — писанина Вандермеера она, в общем-то, о трансформации сознания. Даже, если угодно — о его, сознания, регрессии. Вот так всё просто…

…главгероиня — некая безымянная биолог (…поименованная именно так, в ракурсе профессии, и в принципе не с заглавной…) — принудительно проходит сюжетный авторский квест, имеющий целью демонстрации превосходства общего метафизически-элементального над материально-цивилизационным. Ценность привычного инструментария навыков и догматов, каковым укомплектована авторская креатура, помещаемая в местную пространственную и, очевидно, темпоральную, аномалию — «Зону Икс» — буквально с первых строф стремительно обесценивается. К финальной странице обращаясь в нулевой актив. На передний же план выходит внутреннее бессознательное, призванное заполнить образовавшиеся когнитивные проплешины…

…однако забросьте все эти вариабельные, иллюзорные метафоры «маяк/башня/слизень/туннель». Не принимайте во внимание и отсутствие фундаментального для прозы уровня обратной связи: «текст-читатель». Легко, знаете ли, придумать зелёное небо над головой. Сложно сделать так, чтобы оно воспринималось реальным. Посему автор битую сотню с четвертью листов гоголем ходит вокруг да около, стараясь убедить читателя в том, во что не может поверить до конца и сам. Понимая такое положение, Вандермеер выполняет единственно возможный в подобных автоограничениях трюк — намеренно обращается в «Аннигиляции» не к книгопотребителю и даже не к книгоиздателю, а напрямик и сразу к продюсерам и примыкающим фильмоделам. Киноадаптация уже запланирована на будущий год и пройдёт под чутким руководством Алекса Гарланда. Экранизатора, например, отличных кинофильмов «Пляж», «28 дней спустя» и чарующей видеоигры «Enslaved: Odyssey to the West»…

…часть вторая: трансромантическая аккомодация…

…в параллельной линии восприятия, вы будете смеяться и, возможно, недоумённо-рассеянно пожимать плечами, но «Аннигиляция» — весьма себе недурственная лав-стори. Ага. Триллер? Ниже среднего. Хоррор? Просроченный донельзя. Постапокалиптика? И рядом не проходила. А вот история любви здесь если и не отменного качества, то весьма навариста и калорийна…

…судите сами: главгероиня с головой, натурально, бросается в омут здешнего воплощения Аида — упоминавшуюся выше по течению ревьюэ «Зону Икс». Кишмя кишащую непонятностями, неизвестностями, странностями и жуткостями. Для пущего соприкосновения автор населяет нарратив одними лишь барышнями. Мужчин ровно двое. Первый — закадровый супруг героини, являющийся посредством лишь фантазмических флэшбеков и письменных воспоминаний. Второй — смотритель прибрежного маяка, изображённый всё больше на холсте и в рамке единственной картины текста, произростающей на стене в одном из помещений того же самого маяка. Появляется данный субъект, правда, и ещё кое-где. Но тут без раскрытия и так бледно-чахлой, единственной интриги ничего и не объяснить…

…возлюбленные сущности, безымянная и безликая биологиня с эфемерным и недооценённым супругом, будучи даже заключены в один нравственный брачный обет и физические квадратные метры совместной жилплощади, в тексте так ни разу и не встречаются — слишком уж велики меж ними различия. Тут Вандермеер как раз шпарит по живому, прямым текстом, наспех и второпях прикрывая авторские пояснения размышлизмами героини. И вот это-то, без шуток, огромной энергии драматическая увертюра. Которую, к величайшему, довольно легко пропустить, вследствие общей языковой и образной косноязычности. Будучи же найденной, эта опора с невесомостью небрежной выносит на себе в читательское восприятие основную мораль — суженные обязательно встретятся, соединятся несомненно. Но вот только лучше, всё же, в отсутствие читателей. Можно со зрителями, допустимо. Но — непременно без читателей. Совсем и абсолютно…

Д. Вандермеер "Аннигиляция"