Больше рецензий

3 ноября 2017 г. 18:05

594

4

«Берега» - это сплав биографии и художественного романа. Все персонажи книги – реально существовавшие предки Дафны Дюморье, и видимо, она опиралась на сохранившиеся письма и другие документы, выстраивая сюжет. Но для чистой биографии здесь, конечно, слишком много драмы и деталей. Не просто рассказанная история семейства, а как будто раскрашенная черно-белая фотография: цвета пришлось дофантазировать. И смотрится результат, пожалуй, гораздо лучше бесцветного оригинала – насколько я могу себе его представить.

Благодаря писательскому таланту Дюморье ее пра-пра- и пра-пра-прабабушки с дедушками превратились в персонажей – более характерных, более ярких и менее сложных, чем настоящие люди. А жизнь всего семейства превратилась в сюжет. Если представить все семейное древо как единый организм, то история рассказывает о самом его рождении: как росток пробивается из пыли и грязи, как он стремится вверх, преодолевает голод, холод и засуху и наконец-то расцветает. Все, что происходит после женитьбы Кики на своей избраннице, уже не интересно – семейство вызрело, встало на ноги.

Но если вдуматься, почему начало роста считается именно от эксцентричной бабушки Кики? Почему бы не принять во внимание ее родителей, в конце концов, фамилию она получила не как дар с небес. Это, конечно, условность – где поставишь первую точку, оттуда и можно начинать отсчет. Дафне хотелось рассказать именно об этом отрезке истории семьи, поэтому именно там и получилось разглядеть особый смысл.

Мне постоянно казалось, что автору тесновато в биографическом жанре. Любое мало-мальски нетривиальное событие в судьбах ее предков превращалось в сюжетный поворот, полный драматизма: у читателя дух захватывает от переживаний за героев. Но иногда эти повороты ничем особым и не заканчивались, потому что жизнь так распорядилась – а если бы Дафна могла дать волю фантазии, я уверена, получился бы такой сюжет, что мне не раз пришлось бы подбирать с пола челюсть. И роман «Ребекка» это наилучшим образом доказывает. В то же время по «Берегам» понятно, что если из реальной истории обычной, в общем-то, семьи получилось сделать увлекательную историю, но при большей свободе автор способен на нечто феноменальное.

Помимо прочего «Берега» - в какой-то степени роман нравов. Что было прилично, а что не очень, как было принято распоряжаться деньгами и обеспечивать женщин и детей, как отличались нравы во Франции и Англии XIX столетия (семью основательно помотало между этими странами) – «Берега» погружают читателя в быт позапрошлого века с головой, и все это представляется каким-то понятным, почти родным. Будто и не кончалось.

Бесконечное приключение, Горы, 1, четвертый ход