Больше рецензий

Eternal_Reader

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

20 октября 2017 г. 23:57

122

4

Чтение Антонии Байетт это одновременно самое утомительное и восхитительное, что встречалось мне в литературе. Это такая многослойность и дотошность, что даже Толстой может нервно начинать грызть нервы, ибо на его трон посягает англичанка.

В прошлом году автор поразил меня масштабами созданного в "Обладать": ее выдуманные писатели были настолько реальные, что мне постоянно хотелось забить их имела в Гугл и узнать подробную библиографию, чтобы прочесть их книги. Но увы... это была лишь выдумка доктора английской литературы. Ее ученость и ум видны в каждом строке.

Байетт - очень нелегкое чтиво. Если вы любите динамику и приключения, можете даже не смотреть в сторону этой писательницы. А также если боитесь огромного количества персонажей. Ибо в книге около 15 детских персонажей, и еще столько же взрослых, если не считать еще дюжины второстепенных. И практически половину из них автор тем или иным способом раскрывает.

Название "Детская книга" свидетельствует вовсе не о возрастной категории читателей. В названии заложено множество смыслов. В книге раскрывается период с 1895 по окончание Первой мировой войны -1919 г. То есть приблизительно 25 лет. И мы наблюдаем как дети-герои вырастают, но именно война убивает "детей" внутри их, заставляя пережить ужасы и потери. Мало кто дожил, а те кто выжил - никогда не станут прежними.

Да и вообще главным побуждением к написанию этого романа стал вопрос трагической судьбы детей писателей, чьи родители увековечили их образы в детских персонажах. Как например, сын Алала Милна, который стал прототипом Кристофера Робина, всю жизнь страдал от этого. Или знаете ли вы кто был прототипом Питера Пена? Приемный сын Джеймса Барри утонул, и подозревают, что это было самоубийство. А малоизвестный у нас, но не на родине Кеннет Грэм с рассказом "Ветер в ивах" также взял своего сына как прототип главного героя. 20-летний парень бросился под поезд. Но именно история семьи Эдит Несбет легла в основу сюжета о семье Уэллвуд.

Одной из центральный героинь является Олив Уэллвуд - детская писательница. Она пишет сказки и является главным добытчиков в семье. У нее семь детей, у каждого из которых есть "своя" сказка, которую Олив пишет для них на протяжении всего их взросления. Но у Олив есть любимчик - старший сын Том, сказка которого разрослась до нескольких томов.

И автор очень тонко показывает, как родители занятые собственной жизнью, а Олив еще и творчеством, не замечают истинных чувств детей. Большинство из них все детство провели в "сказочном" мире, полностью не готовые к жестокости реального мира. И для меня главной драмой книги стала именно судьба Тома. Как по мне, тут очень много от Питера Пэна. Мальчик, который не захотел (а может даже и не смог) повзрослеть. Порочность и жестокость, которую он встретил в элитной школе для мальчиков что-то сломало в нем. Он пропал, а когда сам вернулся домой через какое-то время, был уже другим. Он так и не смог поступить в университет и вообще потерял интерес к жизни. Он лишь днями бродил по лесам и жил в своем мире, будто он и есть "Том-под-водой" - ГГ сказки Олив.

Книга описывает нетипичный слой англичан - фабианцев. Это в основном люди искусства и науки, созданные из либерализма и вольнодумства, которые позволяли себе много вольностей, даже распущенности. Они . Поэтому в книге невероятное количество детей, которые лишь на середине жизни узнали, кто их настоящие родители. Много измен, которые прощаются. Много секса, который в книге Байетт обретает какой-то постыдный, неправильный, порочный смысл. Сцены поглаживания себя, внебрачные связи юных девушек с последствиями в виде беременности, гомосексуальные намеки и даже домогательство отца на дочь заставляют вздрагивать, а иногда трястись от отвращения. Как и линии маниакальной одержимостью искусством: герои либо лепят горшки, либо пишут, либо рисуют картины или управляются театром марионеток и ставят пьесы. Все это полностью занимает наших героев, в то время как "дети" незаметно сталкиваются с реальностью.

Даже 800 с лишним страниц было мало для описания судьбы героев. Она мазками, легкими касаниями пера раскрывала по чуть-чуть каждого героя. Кого-то в большей мере, кого-то в меньшей. Фаворитами определенно являлись Олив, Том и Дороти. Это и моя любимая троица. Хотя и Филлип, и Элси, и Гризельда, и Чарльз-Карл, и Флоренция достойны внимания и мне было мало... я хотела еще.

Но помимо интересной темы, романы Байетт это всегда великолепное историческое полотно. Есть отдельные вставки, где описывается история и что менялось с наступлением того или иного года. Смена королей, борьба за права женщин и зарождения суфражизма, реальные выставки и премьеры. Также множество исторических личностей встречается в книге. А еще интересное сочетания героев: половина персонажей немцы и поэтому любопытно наблюдать за англо-немецким симбиозом, особенно когда приблизилась война.

Этот роман из разряда тех, о которых сколько бы не сказал - все равно мало! Он настолько обширен и многослоен! Чего только стоит рассказать о судьбе каждого героя? Но Байетт определенно автор не для всех. Если все вышеперечисленное вас не заинтересовало - проходите мимо. Ибо ее сложно читать, правда. Миллионы отсылок, произведения в произведении, сухие исторические факты, отсутствие увлекательного сюжета и неторопливое повествование - это и есть Антония Байетт.

Но, черт победи, я все равно в восторге. Потому что Байетт пишет не ради сюжета, а ради языка! Ее истории полны магии. Вот честное слово, меня будто околдовали, пока я читала. Вроде бы ничего увлекательного, а меня все равно влечет. Чувствуется, что она всю жизнь посвятила исследованию языка и литературы. Из ныне живущих писателей, думаю Антония Байетт самый "умный", самый дотошный и всеотдающийся своему делу автор. Ибо я нутром чувствовала это при прочтении двух ее книг.

Теперь я окончательно убедилась, что нашла еще одного "своего" писателя. И готова скупать другие ее книги. Даже если это рассказы, которые я в принципе не читаю. Но учитывая, насколько масштабны ее романы, думаю и рассказы достойны внимания.

- Отдельных личностей не существует. Есть только стада и стаи. Нужно мужество, чтобы не бежать вместе со стадом.
- У меня нету столько мужества, - холодно улыбнулся Гарри.