Больше рецензий

Evushka

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

10 октября 2017 г. 15:03

2K

4

Первый раз при чтении я обращала внимание больше на главного героя в соответствии с его прототипом, и тогда меня возмущало, как можно использовать громкое имя, чтоб на нём выехать. При этом осилила сто с лишним страниц.
Спустя несколько лет начинала снова, и тут меня хватило на пятьдесят.
Сейчас решила, что можно попробовать снова, хотя это, безусловно, того не стоит.
И что я вижу сейчас.

Раз. Постмодернизм во всей своей красе. Мироздание создало писателя господина Пелевина, который создал героя-писателя Ариеля, который создал героя, но не писателя, графа Т., прототипом которого является писатель Лев Толстой, который пытается создавать мир вокруг себя сам, и эти герои разговаривают друг с другом, как бог разговаривает со своим созданием, хотя оба и боги, и творения одновременно. И есть мы, которые всё это читаем и пытаемся понять, что за фигня творится, а заодно и творим собственный мир, и у каждого из нас в голове он разный.

Два вытекает из раз. Вывернутая наизнанку книга, где писательский (Пелевинский и его рабов) труд не прячется изо всех сил, как это делается в классической литературе, а выставляется напоказ, да ещё и акцент стоит именно на этом. Смотрите, я пишу книжку, я играю в бога, я литературный раб, а моя писательская реальность такова, что в ней есть деньги, целевая аудитория, отношения с заказчиком, попытки подогнать тему под сегодняшний день и т.п. И об этом заявляется так честно и прямолинейно, что и ругаться не можется. Так и написано: мы высасываем всё возможное из имени мёртвого, но не для того, чтобы сделать его живым, а тупо заработать. И читателю даже возразить нечего, потому что все ругательные слова книга про себя сама говорит.

Три. Издёвка над читателем, который купит книгу. Заявлено, что целевая аудитория такова: сексуально фрустрированные домохозяйки, гламурно-офисный планктон и латентные геи. Приятно познакомиться. А если заплатят, то и про православие что-то можно будет впихнуть.

Первая часть проскочила более-менее, я почти смирилась с постмодерном, но когда появился Достоевский и шутер, ох! Это стало невозможно читать. Сюжет всё-таки действительно рыхлый и разваливающийся.
Язык сильно подкачал и маловато аллюзий, хотя факт, что они вообще есть, меня приятно удивил! Поэтому (не только поэтому, конечно), несмотря на шорт-лист "Большой книги" и читательский выбор, "t" вряд ли останется в списках наследия русской литературы.

809.jpg